Суд рассмотрит иск к Варандейскому терминалу 12 октября
Сумма иска составляет около 9,27 млрд руб.
Об этом свидетельствуют данные картотеки арбитражных дел.
Суть претензии не раскрывается.
При этом известно, что сумма иска составляет около 9,27 млрд руб.
Башнефть-Полюс является совместным предприятием (СП) ЛУКОЙЛа (25,1%) и Роснефти (74,9%).
Компания подала иск в постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе.
В качестве 3го лица в деле заявлена Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Напомним, между ФАС, ЛУКОЙЛом и Роснефтью есть спор, который тянется с 2018 г.
Спор ЛУКОЙЛа и Роснефти по тарифам Варандейского терминала
Судебное разбирательство между ФАС и терминалом упирается в разногласия о стоимости перевалки между ЛУКОЙЛом и Роснефтью.
После того, как Роснефть приобрела контрольный пакет Башнефти, она оказалась партнером ЛУКОЙЛа в проекте по разработке месторождений им. Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа (НАО).
В СП Башнефть-Полюс Роснефть контролирует 74,9%, ЛУКОЙЛ - 25,1%.
Единственно возможный пункт отгрузки нефти с этих месторождений - Варандейский терминал, принадлежащий ЛУКОЙЛу и введенный в эксплуатацию в 2008 г.
В 2018 г. Башнефть-Полюс попросила ЛУКОЙЛ снизить цены на услуги терминала до 1,2 тыс. руб./тонну-нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции.
ЛУКОЙЛ сообщил, что это приведет к экономическим потерям для компании.
Вместе с тем компания допускала возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти.
В 2018 г. Роснефть пожаловалась в ФАС на то, что тарифы Варандейского терминала на перевалку завышены.
Ведомство поддержало обращение компании и констатировало, что тарифы в размере 38 долл. США/т в течение нескольких лет были монопольно высокими.
В. Алекперов сразу же заявил, что ЛУКОЙЛ готов спорить с Роснефтью до победного.
ЛУКОЙЛ обуславливает высокий уровень цен на Варандейском терминале уникальностью и высокой стоимостью объекта (1,1 млрд долл. США), который к тому же расположен в сложных климатических условиях.
Ставка на перевалку нефти на Варандее действительно выше среднерыночной цены примерно в 12-15 раз.
Роснефть считает, что все затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.
В результате ЛУКОЙЛ оспорил решение ФАС в арбитражном суде, который встал на сторону истца.
Однако в октябре 2019 г. апелляционная инстанция отменила это решение, кассационная жалоба ЛУКОЙЛа также осталась без удовлетворения.
Предписание ФАС требует от Варандейского терминала в течение 20 дней устранить нарушение закона о защите конкуренции.
Из-за нежелания платить ЛУКОЙЛу Роснефть даже готова была построить собственный нефтетерминала в незамерзающей губе Индига в юго-восточной части Баренцева моря в НАО.
Проектная мощность стационарного нефтяного терминала в Индиге - до 30 млн т/год нефти.
Однако при нынешней неблагоприятной рыночной конъюнктуре и в условиях сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК, экономическая целесообразность данного проекта под большим вопросом.
В январе 2021 г. терминал обратился в Арбитражный суд г. Москвы с просьбой отменить предписание ФАС о выплате 300 тыс. руб. штрафа за нарушение антимонопольного законодательства.
В итоге суд г. Москва постановил его отменить.
А в марте 2021 г. девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы оставил в силе решение предыдущей инстанции, которое признало незаконным и полностью отменяло наложенное ФАС наказание в виде штрафа в отношении принадлежащего ЛУКОЙЛу Варандейского терминала.
Варандейский терминал
Введенный в эксплуатацию в 2008 г. Варандейский терминал включает морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), с которого нефть отгружается в нефтеналивные танкеры.
Его общий вес составляет около 11 тыс т.
Он расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей.
Опорное основание закреплено ко дну моря сваями, на него установлена надстройка с отгрузочной стрелой, вертолетной площадкой, поворотной башней.
С береговым нефтерезервуарным парком объемом 325 тыс м3 его соединяют 2 нитки подводного нефтепровода.
Нефть подается в подогретом виде, что позволяет обеспечить круглогодичный экспорт морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и другими нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (НГП).