Арбитражный суд Москвы возобновил спор между ФАС и ЛУКОЙЛом по тарифам на Варандее
Предварительное судебное заседание назначено на 16 декабря 2020 г.
Информация следует из картотеки суда.
Напомним, что по решению суда от 15 июня 2020 г. суд приостановил производство по делу «до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-91027/2019».
В новом решении судьи Ласкиной говорится: «Суд считает, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены, в связи с чем производство по делу подлежит возобновлению».
Предварительное судебное заседание назначено на 16 декабря 2020 г.
Ранее, в июле 2020 г. Верховный суд РФ отказал в удовлетворении иска Варандейского терминала к ФАС о признании недействующим приказа службы от 29 ноября 2019 г. об утверждении предельного максимального тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в размере 1,2 тыс. руб./т.
Судебный пинг-понг
История судебных разбирательств по стоимости перевалки нефти через терминал Варандей давнишняя.
Разногласия у ЛУКОЙЛа (владельца терминала) и Роснефти возникли еще в 2017 г.
Роснефть после покупки контрольного пакета Башнефти стала партнером ЛУКОЙЛа в совместном предприятии (СП) Башнефть-Полюс, разрабатывающем месторождения им. Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа (НАО).
Варандей - единственно возможный пункт отгрузки нефти с этих месторождений.
В 2018 г. Башнефть-Полюс попросила ЛУКОЙЛ снизить цены на услуги терминала до 1,2 тыс. руб./тонну нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции.
ЛУКОЙЛ в ответном письме сообщал, что это приведет к экономическим потерям для компании, но допустил возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти.
Полюбовно о цене тогда договориться не удалось, поэтому в том же 2018 г. Роснефть пожаловалась в ФАС на то, что тарифы на перевалку Варандейского терминала завышены.
Ведомство компанию поддержало и констатировало, что тарифы в размере 38 долл. США/т в течение нескольких лет были «монопольно высокими», потребовав от Варандейского терминала в течение 20 дней устранить нарушение закона о защите конкуренции.
ЛУКОЙЛ решение ФАС оспорил в арбитражном суде, который встал на сторону истца.
Однако в октябре 2019 г. фемида вновь передумала, и апелляционная инстанция отменила это решение.
Кассационная жалоба ЛУКОЙЛа также осталась без удовлетворения.
Мало кто верит, что ЛУКОЙЛу удастся выиграть этот спор, но упорство у компании отменное.
Для любознательных поясним, что ставка на перевалку нефти на Варандее действительно выше среднерыночной цены примерно в 12-15 раз.
Однако это обусловлено уникальностью и высокой стоимостью объекта (1,1 млрд долл. США), который к тому же расположен в сложных климатических условиях.
А аппетиты у Роснефти не самые скромные - компания хотела бы снизить цену аж в 3 раза.
Введенный в эксплуатацию в 2008 г. Варандейский терминал расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей.
Включает в себя морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), с которого нефть загружается в нефтеналивные танкеры.
Общий вес СМЛОП - около 11 тыс т.
Опорное основание закреплено ко дну моря сваями, на него установлена надстройка с отгрузочной стрелой, вертолетной площадкой, поворотной башней.
С береговым нефтерезервуарным парком объемом 325 тыс м3 его соединяют 2 нитки подводного нефтепровода.
Нефть подается в подогретом виде, что позволяет обеспечить круглогодичный экспорт морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и другими нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (НГП).
Автор: А. Чижевский