USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

2 мин
402

На фоне санкций США и ЕС крэк-спреды по дизтопливу в Европе подскочили до 2-летнего максимума. Это потолок?

На фоне снижения цен на нефть и разнонаправленной ценовой динамики в сегменте нефтепродуктов, это сделало экспорт дизтоплива более прибыльным для российских производителей.

На фоне санкций США и ЕС крэк-спреды по дизтопливу в Европе подскочили до 2-летнего максимума. Это потолок?

Москва, 9 дек – ИА Neftegaz.RU. Санкции США против российской нефтяной отрасли, введенные в октябре 2025 г., привели к заметному росту доходности поставок нефтепродуктов и повышению экспортных цен, особенно на дизельное топливо.
Об этом 9 декабря 2025 г. пишут Ведомости со ссылкой на обзор аналитической компании Эйлер.

Расширение крэк-спреда

В ноябре 2025 г. на европейском рынке существенно увеличились крэк-спреды (разность между ценой на нефть и нефтепродукты, произведенные из нее). На фоне снижения цен на нефть и разнонаправленной ценовой динамики в сегменте нефтепродуктов это сделало экспорт дизтоплива более прибыльным для российских производителей, даже несмотря на то, что рынок ЕС для российских нефтепродуктов закрыт.

По данным Эйлера:
  • средний крэк-спред при поставках бензина на базисе CIF в Северо-Западной Европе в ноябре 2025 г. вырос на 9% до 259 долл. США/т,
  • по дизельному топливу показатель вырос на 29,7% до 288 долл. США/т, что стало максимумом с сентября 2023 г.,
  • цены на дизтопливо в Европе поднялись на 9,3% до 752 долл. США/т, достигнув рекордного уровня с конца 2024 г.,
  • одновременно нефть Brent подешевела на 0,6% до 464 долл. США/т, что усилило маржинальность переработки.

Санкционный фактор

Одним из факторов, расширивших крэк-спреды и поддержавших маржинальность нефтепереработки, эксперты называют санкции США, которые в октябре 2025 г. затронули Роснефть и ЛУКОЙЛ. В т.ч. усилились опасения по поводу возможности нормального режима работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ЛУКОЙЛа в Румынии и Болгарии. Кроме того, 25 ноября 2025 г. была приостановлена переработка сырья на НПЗ Панчево сербской NIS (структура Газпром нефти) из-за ограничений поставок нефти в результате вступивших в силу в октябре санкций США.

На это наложилось общее удорожание дизтоплива на мировом рынке, а также сказались санкционные меры самого ЕС – с 21 января 2026 г. в ЕС вступает запрет на импорт из третьих стран продуктов нефтепереработки, полученных из российской нефти, что в первую очередь, должно затронуть Индию, ставшую одним из основных поставщиков нефтепродуктов в ЕС после введения эмбарго на российские поставки в феврале 2023 г.

Что в России?

По данным Эйлера, экспортная цена российского дизельного топлива на базе FOB Балтийское море поднялась в ноябре 2025 г. до 661 долл. США/т, что на 9% выше октября и на 14% превышает показатель декабря 2024 г. Это максимальная цена в долларах США с апреля 2024 г. На фоне такой динамики EBITDA российских экспортеров при поставках дизеля выросла на 43,3% к октябрю, до 18 200 руб./т. Напомним, что до конца 2025 г. из России запрещен экспорт бензина для всех участников рынка и дизтоплива для непроизводителей, с начала 2026 г. рынок ждет снятия этих ограничений.

Рост экспортной альтернативы усилил бюджетные выплаты по демпферу: за ноябрь они увеличились на 37% (в ноябре за октябрь выплаты выросли на 47,7%, до 64,7 млрд руб.). Даже при снижении оптовых цен на дизтопливо внутри России на 5% маржа поставок на внутренний рынок выросла на 5,2%, до 28 500 руб./т.

По прогнозу Эйлера, в 1м квартале 2026 г. крэк-спреды могут снизиться на фоне восстановления загрузки российских НПЗ после внеплановых ремонтов и сезонного снижения спроса на топливо. Дальнейшего роста доходности экспорта аналитики не ожидают. По мере сокращения дисконта Urals к Brent и адаптации логистики маржа переработки и экспортная премия начнут снижаться.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK