Об этом 30 октября 2025 г. пишет Bloomberg со ссылкой на данные Vortexa.
Экспорт на минимуме
По данным Vortexa, за период с 1 по 26 октября 2025 г.:- экспорт топлива из России по морю составлял в среднем 1,89 млн барр./сутки, что является самым низким показателем как минимум с начала 2022 г.,
- по видам нефтепродуктов экспорт составил:
- дизельное топливо и газойль – 739,9 тыс. барр./сутки, снижение на 22,5 тыс. барр./сутки к показателю за полный октябрь 2024 г.,
- мазут – 709,8 тыс. барр./сутки, рост на 44,5 тыс. барр./сутки,
- нафта – 317,3 тыс. барр./сутки, снижение на 31,1 тыс. барр./сутки,
- сырье для нефтехимии/полупродукты (в первую очередь, вакуумный газойль) – 69,9 тыс. барр./сутки, снижение почти в 2 раза,
- авиационный керосин – 43,8 тыс. барр./сутки, рост на 6,5 тыс. барр./сутки.
Bloomberg отмечает, что в сравнении с сентябрем наблюдается рост морского экспорта дизельного топлива и газойля, в основном за счет увеличения отгрузок из портов Черного моря, что могло компенсировать сократившиеся отгрузки из порта Приморск на Балтийском море. Также на поставках из портов на Балтике, особенно нафты, негативно отразились последствия атаки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на терминал в Усть-Луге (через него идет более 60% российского экспорта нафты) и неблагоприятные погодные условия в регионе.
Все плохо?
Динамику экспорта нефтепродуктов из России Bloomberg связывает с внеплановыми ремонтами на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и западными санкциями. Политику России по попыткам сохранить стабильные доходы от продажи энергоресурсов издание называет неудачной и прогнозирует значительных эффект от ужесточения санкций.В частности, издание пишет:
- последняя волна ограничений направленных против крупных нефтяных компаний Роснефть и ЛУКОЙЛ добавила неопределенности, вынудив трейдеров искать новые пути оплаты и сроки доставки в преддверии истечения периода для сворачивания операций, который США установили до 21 ноября 2025 г.,
- в ближайшей перспективе экспорт дизельного топлива останется относительно стабильным, поскольку большая часть поставок приходится на близлежащие рынки, такие как Турция и Африка, и может быть осуществлена до истечения срока действия санкций,
- поставки нафты и мазута более уязвимы, поскольку из-за длительных перевозок в Азию некоторые грузы, подпадающие под санкции, могут быть задержаны.
Или нет?
Ситуация сложная, но издание вновь преждевременно хоронит российскую нефтепереработку, экспорт и экономику в целом. В первую очередь, в настоящее время российские власти сосредоточены на обеспечении потребностей внутреннего топливного рынка, что безусловно влияет на экспорт (как бензина и дизтоплива, по которым действуют ограничения, так и др. нефтепродуктов).Наблюдаемое снижение объемов экспорта нефтепродуктов незначительное – за неполный октябрь 2025 г. морской экспорт составил 1,9 млн барр./сутки против 2,0 млн барр./сутки в октябре 2024 г. Заметное снижение (на 100 тыс. барр./сутки) отмечается лишь к октябрю 2022 г., но на тот момент еще не действовало эмбарго ЕС и потолок цен на экспортируемые морем российские нефтепродукты (эти ограничения вступили в силу в феврале 2023 г. и привели к падению российского экспорта до 2,0 млн барр./сутки с восстановлением до 2,2 млн барр./сутки в следующем месяце).
Одновременно резко сократился экспорт мазута – на 82,1 тыс. барр./сутки, что может быть обусловлено ростом внутреннего спроса в связи с наступлением осенне-зимнего периода (ОЗП) в мазутозависимых регионах России, так и восстановлением мощностей вторичной переработки нефти на российских НПЗ. На это в т.ч. указывает увеличение экспорта дизельного топлива и авиакеросина.
 
				
								            
            
		
        







