Об этом рассказал глава Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) Е. Аркуша, его слова 29 января 2024 г. приводит Интерфакс.
Дело в роботах
РТС обратился к регулирующим органам с жалобами на активизировавшихся на торгах СПбМТСБ роботов.Их действия ограничивают возможность купить нефтепродукты на бирже добросовестным покупателям, в результате они вынуждены по завершении торгов на СПбМТСБ приобретать топливо у перекупщиков.
Как сообщил Е. Аркуша:
- представители частных АЗС написали письмо руководству Минэнерго, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и СПбМТСБ, в котором обращают внимание на проблему резкого повышения активности роботов при биржевых торгах топливом,
- на фоне высокого биржевого спроса на нефтепродукты усилилась деятельность алгоритмических систем закупа, позволяющих рассчитывать, формировать и выставлять заявки в биржевые стаканы значительно быстрее, чем при работе вручную,
- по факту роботы скупают все выставляемые лоты, не давая возможности добросовестным покупателям приобрести товар,
- буквально сразу по окончании торгов от компаний, использующих недобросовестные торговые практики, поступают предложения купить у них нефтепродукты с премией к биржевой цене.
- например, сеть независимых АЗС, обеспечивающая топливом в т.ч. медицинские, правоохранительные и другие экстренные службы, с 12 по 24 января не смогла приобрести на бирже бензины на некоторых базисах Центральной России.
Старший вице-президент СПбМТСБ А. Карпов сообщил, что биржа на постоянной основе ведет мониторинг торгового поведения участников торгов, критерии недобросовестных торговых практик дорабатываются с учетом проводимого анализа.
Начиная с 2020 г. при выявлении недобросовестных торговых практик материалы выносятся на рассмотрение совета секции Нефтепродукты, и применяются меры воздействия вплоть до приостановки допуска к торгам.
Куда делась торговая сессия?
До октября 2023 г. на СПбМТСБ торги по нефтепродуктам проводились в рамках 2 сессий.В рамках 1й сессии, в основном, продавались объемы нефтепродуктов для независимых участников рынка, тогда как во 2й сессии участвовали вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), торговавшие между собой или продававшие топливо постоянным клиентам.
В октябре 2023 г. в рамках мер по стабилизации внутреннего рынка топлива 2я биржевая сессия была отменена.
На совещании и у премьер-министра РФ М. Мишустина 9 октября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак. пояснял, что:
- для повышения ликвидности биржевых торгов и повышения их прозрачности правительством приняты решения:
- по отмене 2й биржевой торговой сессии,
- по увеличению минимальных нормативов реализации моторного топлива на биржевых торгах - до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу,
- основная цель принятого решения - не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже и повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии,
- это будет способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей.
Однако ограниченное время торгов на СПбМТСБ привело к активизации биржевых роботов.
Биржевой робот - специализированная программа, которая способна совершать торговые операции вместо человека по заранее запрограммированному алгоритму действий или на основании самообучаемых алгоритмов искусственного интеллекта.
Такие программы позволяют выметать доступные объемы с биржи, тогда как участники, ведущие торги вручную, не способны конкурировать с ними по оперативности.
Ранее Интерфакс со ссылкой источник, знакомый с протоколом по итогам совещания у А. Новака 19 января 2024 г., сообщал, что ФАС и СПбМТСБ поручено усилить контроль за деятельностью недобросовестных участников биржевых торгов, использующих торговых ботов.
Рынок стабилен?
Предкризисная обстановка на российском рынке топлива начала складываться с середины весны 2023 г.Период высокого летнего спроса, ожидания по поводу сокращения демпфера, затянувшиеся ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), рост серого экспорта привели к резкому росту биржевых цен.
В начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
21 сентября 2023 г. правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России.
По мере стабилизации рынка, запреты ослаблялись и на данный момент сохраняется только запрет на экспорт зимнего дизеля.
В январе 2024 г. повод для беспокойства дала аварийная остановка установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ), а также серия инцидентов на объектах ТЭК, в т.ч. НПЗ, хотя большинство из пострадавших объектов ориентированы на экспорт.
Минэнерго РФ считает, что в настоящий момент потребности в восстановлении временного запрета на экспорт нет.
На совещании у А. Новака 19 января 2024 г. была отмечена стабилизация цен на топливо и отсутствие его дефицита.
Запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах выросли, также рынок насыщен зимним дизельным топливом в условиях пикового спроса.
Нефтяные компании сообщили о планах наращивания производства бензина и дизельного топлива в 2024 г., сроки и график ремонтов НПЗ будут оптимизированы.
По итогам совещания А. Новак поручил нефтяным компаниям продолжать контролировать уровень цен на АЗС.