Об этом свидетельствуют данные Главного таможенного управление (ГТУ) КНР, опубликованные 20 октября 2023 г.
Поставки нефти
РФ остается крупнейшим поставщиком нефти в Китай, опережая Ирак и Саудовскую Аравию.По данным ГТУ КНР:
- поставки российской нефти в Китай в январе-сентябре 2023 г. выросли в годовом исчислении на 24,4% и составили 79,9 млн т,
- за аналогичный период 2022 г. объем импорта составил 64,24 млн т, таким образом, рост составил 24,42%;
- при этом стоимость закупленного Китаем у России сырья за 9 месяцев 2023 г. снизилась на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., до 43,6 млрд долл. США;
- отдельно в сентябре 2023 г. Китай импортировал из России 8,7 млн т, что на 17% меньше, чем в августе 2023 г..
Поставки СПГ
Россия занимает 3е место среди крупнейших поставщиков СПГ в Китай, уступая Катару и Австралии.По данным ГТУ КНР:
- поставки сжиженного природного газа (СПГ) из России в Китай в январе-сентябре 2023 г. выросли на 47%, до 6,2 млн т;
- стоимость поставок при этом снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. на 6% и составила 4 млрд долл. США;
- в сентябре 2023 г. Китай закупил в России 746 тыс. т СПГ, что на 25% меньше по сравнению с августом 2023 г.
Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе бизнес-форума сообщил, что Китай готов работать с Россией над построением энергетического партнерства высокого уровня.
Ранее помощник президента РФ Ю. Ушаков заявил, что энергетика - локомотив сотрудничества между Москвой и Пекином, объемы поставок российской нефти и газа в Китай существенно увеличиваются.
Также глава Роснефти И. Сечин отметил, что по итогам 8 месяцев 2023 г. Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию.
В 2023 г. в Китай уже поставлено более 75 млн т. российской нефти, что на 25% больше, чем в 2022 г.
И. Сечин добавил, что в контексте событий, происходящих сейчас на Ближнем Востоке, важно отметить безопасность поставок российской нефти в КНР.
Эта нефть поступает по нефтепроводу ВСТО, который в текущей ситуации представляется нам гораздо более надежным каналом транспортировки по сравнению с танкерными перевозками через Ормузский пролив или Суэцкий канал ввиду растущей геополитической нестабильности этих регионов.