Об этом 25 мая 2023 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на аналитическую компанию Vortexa.
Ранее Россия поставляла в ЕС и Великобританию более 50% всего объема дизельного топлива.
После вступления в силу эмбарго ЕС на российские нефтепродукты в феврале 2023 г. ЕС нарастил импорт дизельного топлива из других стран и регионов.
В мае 2023 г., по оценкам Vortexa, общий объем поставок дизельного топлива и газойля в ЕС достигнет 4-месячного максимума и будет составлять около 1,25 млн барр./сутки.
- больше всего топлива Европа получает из стран Ближнего Востока - 589,6 тыс. барр./сутки.
- на 2м месте находятся страны Азии, которые поставляют 239,4 тыс. барр./сутки,
- на 3м - страны Америки с показателем в размере 191,4 тыс. барр./сутки.
Предполагаемый майский показатель соответствует среднему уровню поставок 2022 г. (за исключением периода непосредственно перед введением запрета на российские поставки).
В тот период закупки дизельного топлива ЕС резко выросли, превысив в январе 2023 г. 1,5 млн барр./сутки, в т.ч. 645,7 тыс. барр./сутки дизельного топлива шло из России.
Поставки дизельного топлива из Саудовской Аравии в Европу в мае достигнут нового максимума - примерно 324 тыс. барр./сутки, а поставки из США вырастут до максимума с августа 2020 г.
Импорт дизельного топлива в ЕС из Азии снизится в связи с сокращением поставок из Китая и Сингапура, хотя дизель из Индии будет поставляться в большем объеме.
Между тем, страны Ближнего Востока и Азии активно закупают российское топливо для удовлетворения внутреннего спроса, тогда как топливо, производимое на собственных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), уходит на экспорт.
В частности, в феврале 2023 г. Россия отгрузила в направлении портов Саудовской Аравии не меньше 190 тыс. т дизельного топлива, писал Reuters со ссылкой на Refinitiv.
Также Россия увеличила поставки нефти в Индию, а производимые из нее нефтепродукты экспортируются, в т.ч. в ЕС.
Кроме того, российские поставки в страны ЕС сохраняются за счет исключений из санкций и лазеек, которые ЕС оставил для своих нужд во введенных санкциях.
В интервью Известиям 25 мая вице-премьер РФ А. Новак повторил оценку, согласно которым Россия в 2023 г. перенаправит в страны Азиатско-Тихоокеанского направления 140 млн т нефти и нефтепродуктов, а на западном направлении останется 80 млн т.
А. Новак напомнил, что для Венгрии, Словакии, Чехии сделаны ряд исключений, касающиеся поставок по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба, есть исключения на морские поставки для Болгарии и Хорватии.
Кроме того, в эмбарго ЕС по нефтепродуктам есть оговорки о том, что российская нефть переработанная на других рынках, может поставляться в Европу, тот же принцип применяется, если российская нефть и нефтепродукты смешиваются с нефтепродуктами другого происхождения.
В ЕС ограниченную работоспособность санкций в готовящемся 11м пакете планируется ограничить возможность их обхода.
Отдельные вопросы касаются индийских поставок.
16 мая 2023 г. верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель заявил, что в рамках ужесточения санкций против российского энергетического сектора ЕС должен принять меры против перепродажи Индией российской нефти после ее переработки, в т.ч. в дизельное топливо.
Глава евродипломатии назвал поставки в Европу дизельного топлива или бензина, произведенного в Индии из российской нефти, безусловным обходом санкций.
В ответ глава МИД Индии С. Джайшанкар порекомендовал Ж. Боррелю изучить европейские санкции, в частности, постановления Совета ЕС, где указывается, что российская нефть, подвергшаяся глубокой переработке в третьей стране, уже не считается российской.
Позднее Ж. Боррель скорректировал свои высказывания, заявив, что ЕС не намерен блокировать экспорт российской нефти в Индию, но будет анализировать свой импорт нефтепродуктов из Индии.