Теперь минус. Экспортная цена на российскую нефть сорта Urals в конце марта 2020 г. стала отрицательной
30-31 марта 2020 г. ценовые формулы на российскую нефть марки Urals соответствовали отрицательным значениям
27 марта 2020 г. цена опустилась до минимальной отметки с июня 1999 г. - 16,2 долл. США/барр. и затем продолжила падать и 30 марта 2020 г. достигла 13 долл. США/барр. при поставках в Северо-Западную Европу.
30-31 марта 2020 г. ценовые формулы на российскую нефть марки Urals соответствовали отрицательным значениям, свидетельствуют данные обзора Argus Media.
В течение этих 2 дней затраты на транспортировку, оплату экспортной пошлины и другие расходы превысили среднюю стоимость нефти Urals.
В частности, 30 марта 2020 г. котировка Argus FIP Западная Сибирь ФОРМУЛА, поставляемой в Западную Европу из Нижневартовска, была равна -1007 руб./т.
31 марта 2020 г. цена снизилась до -1200 руб./т.
Напомним, что условия поставки FIP (Free in pipe) предполагают, что продавец обязан доставить товар к трубопроводу за свой счет.
Котировка же Argus FIP Западная Сибирь рассчитывается как нетбэк (экспортная цена за вычетом затрат на транспортировку и экспортную пошлину и некоторые другие расходы) средней стоимости Urals на условиях поставки CIF (Cost, Insurance and Freight - стоимость, страхование и фрахт) в портах Роттердам (Нидерланды) и Аугуста (Италия) с учетом доставки из Нижневартовска.
Поставщики беспокоятся, что продолжительный период низких цен будет способствовать нулевой или даже отрицательной доходности продаж нефти в России.
Невыгодным может стать и экспорт российской нефти.
При текущей ситуации с курсами валют и ставками фрахта, российские компании выходят в 0, экспортируя нефть при цене Urals в 15-16 долл. США/барр. (CIF Роттердам).
30 марта 2020 г. цены на нефть сорта Urals опустилась до 13 долл. США/барр. - минимальный уровень более чем за 20 лет.
Отрицательный уровень нефтяных цен фиксируется не только в России.
Такая возможность прогнозировалась экспертами еще в середине марта 2020 г., которые говорили об установлении отрицательных реальных цен на нефть в ряде регионов из-за нехватки хранилищ и проблем с логистикой.
В США отрицательные цены фиксировались лишь единично и касались сложных в переработке сырья и нефти, добываемой в регионах со сложной логистикой.
Так, в середине марта 2020 г. сернистый сорт нефти Wyoming Asphalt Sour, используемый в основном для производства битума и асфальта, и добывающийся в районе, удаленном от портов, продавался с доплатой покупателям 0,19 долл. США/барр.
Позднее цены на нефть этого сорта вернулись в положительную зону.
Большинство читателей Neftegaz.RU (41%) посчитали, что это было временное явление и отрицательные цены не станут новой реальностью для нефтяного рынка.
В отличие от Wyoming Asphalt Sour, сорт Urals является основным российским экспортным сортом нефти с выстроенной и понятной логистикой.
Поэтому уход цен на нефть Ural в отрицательную зону при поставках в Западную Европу является очень настораживающим признаком.
На фоне падения спроса на нефть в Европе из-за распространения коронавируса, рынком сбыта для нефти Urals становится Китай, уже прошедший пик эпидемии коронавирусной инфекции.
Так, китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), по данным Bloomberg, закупили 10-12 танкерных партий российской нефти Urals объемом 1-1,2 млн т с поставкой в апреле 2020 г., что на 40% больше, чем в марте 2020 г. и на 70% больше, чем в феврале.
Автор: Е. Алифирова