Об этом сообщил официальный представитель SOCAR И. Ахмедов.
Это уже бывало и радости не принесло.
Ранее, 20 января 2020 г., Белнефтехим закупил партию норвежской нефти в размере 80 тыс. т., предназначенной для НПЗ Нафтан.
Однако, из-за непогоды, нефтеналивной танкер Breiviken вынужден был задержать поставку и доставил партию нефти в порт Клайпеды только сегодня, 23 января 2020 г.
Данную информацию подтверждают данные порталов marinetraffic.com, vesselfinder.com и myshiptracking.com
Есть нюанс.
Дедвейт танкера - 112 тыс т, но гросс тоннаж - 62 тыс т, а чистый вес груза - лишь 35 тыф т.
Даже 80 тыс т доставить в Белоруссию, это заморочка.
Теперь нефти предстоит преодолеть оставшийся путь до НПЗ Нафтан по железной дороге.
В Белнефтехиме сообщили, что задержка прибытия норвежской нефти не является критичной: в настоящее время хватает запасов нефти и поступающих партий по нефтепроводу, чтобы поддерживать работу 2х белорусских НПЗ с загрузкой, необходимой для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.
21 января 2020 г. А. Лукашенко громко сообщил, что доля российской нефти в общем импорте Белоруссии будет составлять не более 30-40%, а «30% мы должны с Балтики завозить и 30% через Украину - проверенный уже путь».
Проверенный - не значит удачный.
Беларусь уже не раз искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы.
Так, в начале 2010х гг. республика закупала нефть сорта Santa Barbara у Венесуэлы.
Но оказалось, что этот вариант весьма проблемный: чрезвычайно дорогая логистика и низкое качество сырья вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном.
Всего Беларусь закупила у Венесуэлы за 3 года около 3,4 млн т, даже несмотря на то, что средняя цена российской нефти для Беларуси в 2010 г. была 434 долл. США/т, а венесуэльской - 647 долл. США.
В 2011 г. основной альтернативой стал Азербайджан.
Беларусь закупила у этой страны почти 1 млн. т сырья по цене 838 долл. США/т.
Российская нефть тогда же стоила около 430 долл. США/т.
В 2016 г. Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть в небольших объемах - 560 тыс. т.
В 2017 г. республика закупила 1,4 млн т нефти у Ирана.
Как мы видим, в 2020 г. Белоруссия сделала ставку на Норвегию, Казахстан, которому было направлено предложение о закупках, и тот же Азербайджан, если удастся договориться.
Так или иначе, полностью покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры.
Кроме того, такую нефть все равно придется разбавлять российской, ведь белорусские НПЗ «заточены» под Urals.
Не говоря уже о том, что стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье.
В 2019 г. Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 долл. США/т.
После неудачных переговоров по цене на российскую нефть для Белоруссии с В. Путиным 30 и 31 декабря 2019 г., договоры на 2020 г. заключить не удалось.
14 января 2020 г. первый вице-премьер Белоруссии Д. Крутой сообщил, что Белоруссия отправила запросы о покупки нефти на Украину, в Польшу, Казахстан, Азербайджан и страны Балтии.
При этом оператор польского участка МНП Дружба уведомил, что поставки в восточном направлении, то есть в Белоруссию, по Дружбе невозможны из-за технических особенностей нефтепровода.
Литва и Латвия в свою очередь выразили готовность организовать транспортировку нефти через свои терминалы и ж/д, если они будут для них экономически целесообразны.
Так, Литва говорила о возможности поставлять в Белоруссию до 3 млн т/год при потребностях белорусской переработки в 18 млн т/год.
При этом переговоры с РФ со скрипом все-таки идут.
Несмотря на то, что ранее белорусская сторона грозила РФ потерей рынка, нельзя не учитывать тот факт, что в структуре российского экспорта поставки в Белоруссию занимают лишь около 10%.
Да и А. Лукашенко был вынужден признать, что без российской нефти обеспечить потребности НПЗ не получится.
Прочитать материал in English.
Автор: А. Никитина