Об этом сообщил министр энергетики Казахстана К. Бозумбаев.
Дело в том, что Киргизия и Казахстан - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и поставки нефти должны быть беспошлинными.
Однако Казахстан, теряя деньги на беспошлинных поставках, выступает резко против реэкспорта поставленных нефти и нефтепродуктов киргизской стороной.
Тезисы К. Бозумбаева:
- киргизская сторона пока по некоторым пунктам этого проекта соглашения не согласна. Там речь идет не только о бензине, а еще и о вывозе нефти;
- если мы отправляем нефть в Киргизию, то это беспошлинно. Бюджет наш потеряет в среднем 60 долл. США/т в виде пошлин;
- если у нас будут потери, то не должно быть и реэскпорта этих нефтепродуктов. То есть получить беспошлинно нашу нефть, переработать, а потом продать куда-нибудь в Таджикистан или Афганистан бензин или дизтопливо - так не получится;
- готовы предоставить бензин и нефтепродукты на собственные нужды без реэкспорта. Пока они не согласны. Переговоры продолжаются;
- официального экспорта бензина в Киргизию из Казахстана нет. Есть серый экспорт, в связи с чем был подписали совместный приказ с МВД, КНБ, Минфином и Минэнрего Казахстана об ограничении экспорта светлых нефтепродуктов автотранспортом.
Напомним, что Казахстан планировал открыть экспорт в эту страну еще в ноябре 2018 г.
Затем эта дата многократно переносилась.
Объем поставок казахстанского бензина в республику составит 200 тыс. т/год.
Для любознательных напомним, что в декабре 2018 г. с Россией у Кыргызстана все получилось по импорту нефти и нефтепродуктов.
Объемы беспошлинных поставок нефтепродуктов на 2019 г. остались на уровне 2018 г:
- бензин - 0,460 млн т/год,
- дизельное топливо - 0, 485 млн т/год,
- авиационное топливо – 0,1 млн т/год,
- нефть – 50 тыс. т/год.
В 2018 г. дизтопливо подорожало на 18,5%, бензин – на 9,5%.
Потребность Киргизии в нефтепродуктах составляет более 1 млн т/год, в тч около 0, 6 млн т/год бензина, 0,4 млн т/год - дизтоплива.
То есть объем российских нефтепродуктов почти полностью покрывает внутренние потребности Киргизии.
Есть нюанс.
Существует нелегальный импорт нефтепродуктов, который оценивается почти в 30% объема внутреннего рынка. Этим, кстати объясняется нередкое снижение цен на бензин и дизтопливо.
Бензин в Казахстане стоит гораздо дешевле, чем в Киргизии.
Мощности 5 НПЗ Киргизии в 15 превышают фактические объемы производства, потому что не хватает сырья.
Если Казахстан будет поставлять нефть в Киргизию, то все объемы будут перерабатываться на киргизских НПЗ, а затем нефтепродукты будут экспортироваться в другие страны.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина