Об этом сообщил посол Казахстана в Белоруссии Е. Ертысбаев.
Е. Ертысбаев рассказал о недавней встрече премьер-министра Казахстана А. Мамина, министра энергетики К. Бозумбаева и 1го вице-премьера Белоруссии А. Турчина.
Они целый день посвятили вопросам поставок нефти в Белоруссию.
Тезисы Е. Ертысбаева:
- Казахстан готов поставить нефть на белорусские НПЗ. Однако прежде необходимо согласовать вопрос транзита с Россией;
- в Казахстане ожидают осенью 2019 г. президента Белоруссии А. Лукашенко с официальным визитом. Этот визит, вне всякого сомнения, выведет белорусско-казахстанские отношения на качественно новый уровень, закрепит существующие договоренности;
- только Белоруссия и Казахстан на постсоветском пространстве имеют соглашение о социально-экономическом сотрудничестве до 2026 г.;
- тесные контакты установлены между государственными органами, неправительственными организациями и институтами, развивается политическое, экономическое, гуманитарное сотрудничество.
Здесь обсуждались перспективы 2-стороннего сотрудничества, повестка предстоящего в г. Бишкек саммита ШОС.
Стороны также подвели итоги президентской избирательной кампании в Казахстане, обсудили еще ряд вопросов.
В Белоруссии еще с 2007 г. время от времени поднимают тему альтернативных поставок нефти, особенно в периоды обострения 2-сторонних отношений с Россией.
Однако дальше разговоров дело не заходило.
Но завершение налогового маневра в нефтяной отрасли РФ обострило ситуацию.
В рамках завершения налогового маневра предусматривается поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% к 2024 г. с параллельным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
После завершения налогового маневра в РФ Белоруссии придется покупать нефть по мировым ценам.
Белоруссия хочет компенсации потерь от ухудшающихся условий закупок российской нефти для своих НПЗ.
По данным белорусской стороны, с 2015 г. дополнительные издержки белорусской экономики от реализации налогового маневра в РФ составили 3,4 млрд долл. США.
Но Россия пока не готова компенсировать такие траты - причиной становится большое количество собственных проектов внутри страны и необходимость реализовывать национальные проекты, которые призваны поднять уровень жизни россиян.
Ранее Белоруссия рассматривала варианты поставок нефти из Венесуэлы, Ирана, Азербайджана, а вот теперь Казахстана.
В апреле 2019 г. стало известно, что Белоруссия даже рассматривает возможность покупки нефтетерминалов в Прибалтике и снова рассматривает возможность поставок нефти через Одессу.
В 2019 г. заканчивается модернизация белорусских НПЗ, что позволит им перерабатывать не только российскую нефть.
Но в переориентации на другую нефть для Белоруссии есть существенные риски.
Как минимум возрастет стоимость поставок, в них будет заложен транзит, а также стоимость покупки или аренды терминалов.
В последствии это может отразится на ценах на топливо на внутреннем рынке Белоруссии.
Автор: Д. Савосин