USD 96.0924

-0.32

EUR 104.4016

-0.45

Brent 74.99

+0.91

Природный газ 2.354

-0

, Обновлено 24 апреля 14:59
3 мин
...

Белоруссия ищет терминалы в Прибалтике и Украине для импорта нефти морем

Понять можно, Белоруссия недовольна завершением налогового маневра в РФ. Но и про грабли не нужно забывать

Белоруссия ищет терминалы в Прибалтике и Украине для импорта нефти морем

Минск, 23 апр - ИА Neftegaz.RU. Белоруссия ведет работу с Латвией и Литвой по покупке нефтетерминалов, способных принимать нефть морским путем в объеме 200-300 тыс. т/месяц. Рассматривается вариант и о поставках нефти через Украину.
Об этом заявил замгендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) С. Гриб.

Тезисы С. Гриба:
  • работа ведется на постоянной основе c портами Латвии и Литвы;
  • Мозырский НПЗ находится ближе к Украине, то есть вполне возможно, что нефть будет идти через Украину, а Нафтан ближе к прибалтийским портам, соответственно, логично рассматривать порты Балтийского моря;
  • одним из существенных моментов при решении вопросов, связанных с приобретением портовой инфраструктуры, для нас будет являться возможность того или иного терминала по приемке нефти с моря. Покупка терминалов также будет зависеть от условий, которые предложат партнеры из Прибалтики;
  • Украина и страны Балтии заинтересованы в дополнительном потоке нефти через их порты;
  • на белорусских НПЗ может перерабатываться 18 сортов нефти. В частности, может перерабатываться нефть из Азербайджана, Саудовской Аравии и Нигерии;
  • речь идет об объемах импорта порядка 200-300 тыс. т/месяц.

Тем самым С. Гриб подтвердил, что белорусская сторона ищет альтернативу поставкам российской нефти после завершения налогового маневра в нефтяной отрасли РФ, который является одним из серьезных разногласий в отношениях 2х стран.
Завершение налогового маневра предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% к 2024 г. с параллельным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
После завершения налогового маневра в РФ Белоруссии придется покупать нефть по мировым ценам.
Белоруссия хочет компенсации потерь от ухудшающихся условий закупок российской нефти для своих НПЗ.
По данным белорусской стороны, с 2015 г. дополнительные издержки белорусской экономики от реализации налогового маневра в РФ составили 3,4 млрд долл. США.
Но Россия пока не готова компенсировать такие траты - причиной становится большое количество собственных проектов внутри страны и необходимость реализовывать национальные проекты.
Денег в России хронически не хватает. Падение уровня жизни населения, непопулярная Пенсионная реформа никак не способствуют еще и решению белорусских проблем.

Время от времени в Беларуси педалируют тему альтернативных поставок нефти.
Еще в 2007 г. А. Лукашенко дерзко заявлял о нежелании вставать на колени перед российской нефтью и планах построить нефтепроводы до портов, где белорусы смогут купить нефть.
Тогда обошлось без нового строительства, а использовался реверс.
Однако в 2012 г. эмпирически была доказана неэффективность импорта в Белоруссию венесуэльской нефти.
Тогда были довольно политические разногласия, а ныне - это деньги, и все серьезнее. Хотя, грабли - те же.

В феврале 2018 г. бывший заместитель премьер-министра Беларуси В. Семашко заявил, что белорусские НПЗ должны иметь альтернативные источники поставок нефти.
Но тогда на заявлениях так все и закончилось.
При этом, ранее, Беларусь в качестве альтернативного варианта для закупки нефти рассматривала Иран, но отношения 2х стран по нефтегазу не сложились.
В декабре 2017 г. Беларусь возобновила переговоры о поставке нефти на свои НПЗ с Азербайджаном, но этим все и ограничилось.

В январе 2019 г. А. Лукашенко в контексте переговоров России и Белоруссии по компенсациям для республики потерь от налогового маневра в РФ снова поднял тему альтернативных поставок нефти.
В 2019 г. заканчивается модернизация белорусских НПЗ, что позволит им перерабатывать не только российскую нефть.

Однако переориентация на другую нефть несет в себе риск повышения цен на бензин на АЗС Белоруссии.
Дело в том, что стоимость нефти на мировом рынке будет выше, чем та, за которую республика получает нефть от России в рамках Таможенного союза и ЕАЭС.
Помимо этого нужно учитывать затраты на приобретение терминалов и/или оплату транзита.
А если с поставками что-то пойдет не так, и белорусские НПЗ остановятся, бюджет республики потеряет значительные средства от простоя.

23 апреля 2019 г. Белоруссия объявила о приостановке поставок светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и в Прибалтику.
Решение было принято исходя из необходимости обеспечить нефтепродуктами белорусский рынок.
19 апреля 2019 г. Белнефтефим зафиксировал ухудшение качества поступающей из России нефти - в продукции обнаружили концентрацию хлорорганических соединений, превышающую допустимую во много раз.



Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram