Дефицит бензина марки А-92 на Украине составляет 30-35 тыс. т, что вызвано резким сокращением поставок нефтепродуктов из Белоруссии.
Эта тема всколыхнула украинские СМИ 2 ноября 2017 г.
По оценкам консалтинговой группы А-95, объем поставок бензина марки А-92 на Украину из Белоруссии в октябре 2017 г сократился на 91% по сравнению со среднемесячным значением 2017 г, до 4 тыс т.
Поставки бензина марки А-95 из Белоруссии сократился на 73%, до 10,5 тыс. т.
Причиной сокращения импорта называется остановка работы Мозырского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на плановый ремонт.
Планово-предупредительный ремонт (ППР) на Мозырском НПЗ начались 17 сентября 2017 г.
Завершение работ было запланировано на 31 октября 2017 г, но официального об этом еще не сообщалось.
Кроме того, в октябре 2017 г истек срок большинства договоров между Белорусской нефтяной компанией (БНК) и украинскими компаниями.
Кроме того, БНК в октябре 2017 г отправила большие партии бензина на экспорт через балтийские порты.
Резкое сокращение поставок топлива из Белоруссии привело к дефициту бензина А-92 на рынке.
Дефицит оценивается в 30-35 тыс т, что составляет около 40% потребления бензина А-92.
В дальнейшем дефицит бензина будет стимулировать рост цен на бензин на украинском рынке.
Прогнозы о возможном дефиците бензина на Украине появились еще в начале октября 2017 г.
Потребность Украины в бензине составляет около 170 тыс т/мес, однако на октябрь 2017 г было законтрактовано только 150 тыс т топлива.
В дополнение к остановке на ремонт Мозырского НПЗ, обеспечивающего до 50% поставок бензина на Украину, сократилось и внутреннее производство бензина на Украине.
На период с 23 октября до 10 ноября 2017 г остановил работу Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) Укргаздобычи.
Цены на бензин и дизельное топливо на Украине уже пошли вверх.
Эта тенденция наметилась еще в сентябре 2017 г из-за ослабления гривны, сезонных факторов и роста цен на нефть на мировом рынке.
По состоянию на начало ноября средняя стоимость бензина А-95+ достигла 28,08 грн/л, дизельного топлива - 24,83 грн/л.
И это на фоне того, что о ППР на Мозырском НПЗ было известно заранее и трейдеры не могли не сделать запасы.
Так что по-настоящему объективных причин для дефицита бензина и скачка цен на топливо на украинском рынке нет.
Но спекуляции и попытки монополизации не исключены, достаточно вспомнить пример скачка цен сжиженный углеводородный газ (СУГ) в конце августа 2017 г.
Дефицит СУГ и рост цен потребовали прямого вмешательства в ситуацию президента Украины П. Порошенко.