Санта-Крус-де-ла-Сьерра, Боливия, 17 фев - ИА Neftegaz.RU. Аргентина и Боливия подписали допсоглашение к контракту на поставку газа, действующему до 2026 г.
Соглашение было подписано 14 февраля 2019 г. боливийской YPFB и аргентинской IEASA.
Церемония прошла в штаб-квартире YPFB в г. Санта-Крус-де-ла-Сьерра в присутствии замминистра энергетики Аргентины Г. Лопетеги и министра углеводородов Боливии Л. А. Санчеса.
Допсоглашение интересно по ряду причин.
Сам контракт на поставку газа из Боливии в Аргентину был подписан в 2006 г., но с тех пор в Аргентине многое поменялось.
За последние годы Аргентине удалось открыть существенные запасы газа, в т.ч. в крупнейшей в мире сланцевой формации Vaca Muerta (с исп. Мертвая корова).
По оценкам Минэнерго США, запасы оцениваются в 308 трлн фт3 (8,7 трлн м3) газа и 16,2 млрд барр. нефти.
Vaca Muerta и другие открытые и перспективные месторождения дают Аргентине возможность трансформироваться в экспортера газа.
Планы у Аргентины в этом направлении весьма конкретные, но полностью отказаться от импорта газа страна не может из-за сезонных факторов.
Географическое положение Аргентины обуславливает ее климатическое разнообразие.
Север страны характеризуется жарким и влажным летом и умеренными зимами, но при движении на юг условия становятся более сложными.
В центральной Аргентине жаркое лето и холодные зимы, а еще южнее влияние Антарктиды чувствуется сильнее - теплое лето и холодные зимы с обильными снегопадами.
Из-за этого у Аргентины на фоне роста добычи имеются экспортные излишки газа летом, но зимой страна все еще нуждается в импорте газа.
Эти реалии отражает допсоглашение к контракту на поставки газа из Боливии в Аргентину.
Аргентине удалось добиться перехода от плоского графика поставок к графику с учетом сезонности.
Согласно новой системе, Аргентина сможет получать меньшие объемы газа в период низкого потребления без уплаты штрафов.
По новой схеме:
- в теплое время года (с января по апрель и с октября по декабрь) YPBF будет поставлять в Аргентину 11 млн м3/сутки газа,
- в межсезонье (май и сентябрь) - 16 млн м3/сутки газа,
- в холодный период (с июня по август) - 18 млн м3/сутки газа.
По оценкам Минфина Аргентины, в состав которого кстати входит Минэнерго, страна сможет сэкономить 460 млн долл. США в течение 2 лет (2019-2020 гг.).
В 2019 г. контракт между Боливией и Аргентиной на поставку газа составит около 1,2 млрд долл. США.
Занятный момент - Г. Лопетеги предложил Л. А. Санчесу реактивный учебно-боевой самолет IA-63 (Pampa 3) при перевыполнении контракта в зимний период.
Этот самолет является новой разработкой аргентинской авиастроительной компании FAdeA.
Самолет Pampa 3 будет доставлен Аргентиной в Боливию, если предложение по газу будет превышено на 45 млн м3 в течение 5 месяцев межсезонья и холодного периода.
Помимо корректировки контракта на поставку газа из Боливии в Аргентину, Г. Лопетеги и Л. А. Санчес договорились о сотрудничестве по другим направлениям.
Так, 14 февраля 2019 г. страны подписали меморандум о взаимопонимании по углублению энергетической интеграции.
Документ предусматривает изучение возможности участия YPFB в проектах по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) из портов Аргентины, а также содействие инвестициям YPFB в нефтяные проекты в Аргентине.
Также Аргентина и Боливия оценят перспективы проведения спотовых сделок для лучшего использования сторонних рынков.
А для YPFB предусматривается возможность продавать природный газ непосредственно конечным потребителям в Аргентине.
Также в документе отмечаются перспективы обмена технологиями биотоплива и ускорения реализации проектов по взаимопоставкам электроэнергии.
Договоренности очень и очень интересные.
Аргентина и Боливия сумели согласовать новые условия поставок газа, учитывающие изменившийся ландшафт газового рынка Аргентины.
Причем в ответ Боливия получает более широкий доступ на рынок Аргентины, кроме того, страны намечают стратегическую линию взаимодействия на внешних рынках.
Интеграции способствует даже включение в периметр газового соглашения самолета (как минимум, это означает наличие контракта на обслуживание, а в перспективе не исключена и поставка новых машин).
Приятный пример разумного компромисса.
Особенно на фоне того, как на другом краю света одна страна требует в суде компенсацию от другой страны за то, что ее мощности в новых условиях могут обесцениться из-за отсутствия загрузки.
А ведь Боливия тоже вполне могла начать требовать компенсацию за недостаточную загрузку своих добывающих мощностей, так же как Нафтогаз пытается надавить на Газпром, требуя фантастические деньги за обесценивание своих транзитных мощностей.
Но в Латинской Америке потенциальный конфликт удалось компенсировать, а ситуация вокруг Украины идет по нарастающей - на урегулирование попросту нет политической воли.
Автор: Е. Алифирова