Об этом сообщает пресс-служба Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр).
Многофункциональные ледовые буксиры
- предназначены для выполнения швартовых операций, спасательных и противопожарных работ;
- ключевые особенности проекта:
- азимутальные движители для высокой маневренности,
- 2 главных двигателя, обеспечивающих тяговое усилие до 60 т,
- комплекс систем автоматизации, позволяющий работать в безвахтенном режиме.

Торжественная церемония резки стали состоялась в мае 2025 г. на площадке HGC, при участии представителей РС, руководства HGC и отраслевых партнеров. Тогда директор филиала П. Ванюков заявил, что Регистр поддерживает российско-китайское сотрудничество в сфере высокотехнологичного машиностроения. Он также отметил, что доверие и слаженность взаимодействия стали достойным продолжением исторической дружбы двух стран.
Интересы Китая в Арктике
Еще в 2018 г. Пекин представил свой план «Полярного шелкового пути» в качестве дополнения к масштабной программе «Один пояс, один путь», которая предусматривала расширение доступа к богатым природным ресурсам Арктики и усиление роли Китая в управлении регионом. В рамках этого плана Китай назвал себя «приарктическим государством», несмотря на то, что он находится в 1400 км к югу от Полярного круга и не имеет арктических территорий. В 2024 г. стало известно, что КНР впервые направила в Арктику сразу 3 ледокола: Xue Long 2, Zhong Shan Da Xue Ji Di и Ji di.Такая позиция, по данным South China Morning Post, вызвала негативную реакцию со стороны арктических государств. По мнению экспертов и инсайдеров издания, ожидается, что Китай пересмотрит свою арктическую политику, в том числе стремление стать великой полярной державой к 2030 г., на фоне растущего внимания со стороны северных стран и возможного соглашения между США и РФ о сотрудничестве в регионе.
Однако Китай сохраняет интерес к главной транспортной артерии российской Арктики — Северному морскому пути (СМП). Этот маршрут привлекателен как с точки зрения экономической эффективности (он на 40% короче, чем Южный), так и с точки зрения геостратегической альтернативы на случай роста напряженности в Южно-Китайском море. Уже реализован ряд конкретных проектов, востребованность СМП в Китае растет:
- по итогам 2024 г. число рейсов китайских компаний по арктическому маршруту возросло почти вдвое - с 7 до 13;
- активно тестирует маршрут China COSCO Shipping, организовавшая в 2013-2023 гг. порядка 42 коммерческих рейсов по СМП в Европу, часть - с ледокольным сопровождением;
- в 2025 г. крупные китайские операторы анонсировали или запустили прямые контейнерные рейсы через СМП:
- компания Sea Legend запустила первый в мире арктический контейнерный экспресс-маршрут КНР-Европа,
- судно Istanbul Bridge 22 сентября 2025 г. завершило погрузку контейнеров в порту Нинбо-Чжоушань и отправится в Филикстоу (Великобритания) по арктическому маршруту,
- на СМП также активно работает китайская контейнерная судоходная компания NewNew Shipping, оператор логистического проекта «Арктический экспресс №1».
СМП интересен Китаю, поскольку дает до 15–20 суток экономии против Суэцкого маршрута для ряда портов. Однако это непростой маршрут - сложности создает как ледовая обстановка, требующая ледокольного сопровождения и использования судов высокого ледового класса, так и слабое развитие инфраструктуры (портовых хабов и сервисной сети) по сравнению с традиционными маршрутами.