Об этом свидетельствуют данные с сервиса для отслеживания судов Marine Traffic.
С сентября 2024 г. MV Ruby ходило у берегов Северной Европы в поисках «дружественного» порта. Страны ЕС и Великобритания опасались, что перевозимый балкером нитрат аммония сдетонирует.
В начале октября 2024 г. сообщалось, что судно не пускают в порты ЕС и Великобритании.
Как пишет Sky News со ссылкой на слова директора порта Грейт-Ярмут Р. Гоффина, груз перемещают на другое судно. Сотрудники порта могут обеспечить безопасную разгрузку MV Ruby, перевалку перевозимого содержимого и продолжение его дальнейшего пути.
Кроме того, член парламента Р. Гейл в соцсети X рассказал о своей встрече с замминистра транспорта М. Кейном и другими чиновниками. По его словам, ему дали понять, что судно не принадлежит России и не идет под флагом России, т. е. международное право или санкции не были нарушены.
Неприкаянный MV Ruby
- балкер MV Ruby принадлежит мальтийской компании Ruby Enterprise;
- им управляет эмиратская Serenity Shipping;
- балкер перевозит 20 тыс. т аммиачной селитры (нитрата аммония) - вещества, используемого для производства удобрений.
22 августа 2024 г. судно вышло из порта Кандалакша Мурманской области в Африку для доставки груза.
После выхода из порта балкер сел на мель и получил повреждения корпуса, гребного винта и руля.
Эти обстоятельства вынудили капитана судна курсировать у берегов североевропейских стран в поисках помощи.
1 сентября 2024 г. MV Ruby приняли в норвежском порту Тромсё. Там он пробыл до 4 числа.
В Норвегии судно осмотрели и провели небольшой ремонт. На буксире оно двинулось дальше.
Позже ни один порт не принимал судно из-за опасений, что перевозимый нитрат аммония может сдетонировать.
Литва не пустила MV Ruby в порт Клайпеда.
Когда судно приблизилось к британским берегам, бывший посол Литвы в Великобритании Э. Баярунас написал в колонке для Центра анализа европейской политики (CEPA), что это MV Ruby - «плавающая мегабомба». Он предупредил о возможном российском саботаже.
Руководство судна заверяло общественность в том, что груз не представляет никакой угрозы, но безуспешно. В СМИ спекулировали на тему балкера.
Несмотря на соблюдение международных правил перевозок и наличие страховки, портовые терминалы Великобритании не принимали судно.
NYT отмечала, что ситуация с MV Ruby после начала конфликта на Украине подчеркивает недоверие и подозрительность к судам, которые связаны с Россией.
Напомним, что европейские страны опасались повторения катастрофы, случившейся в бейрутском порту в 2020 г. Тогда произошел мощный взрыв нитрата аммония.
Отмечалось, что MV Ruby перевозит удобрений в 7 раз больше, чем было в Бейруте.
При этом Норвежское морское управление заявило, что инспекторы при осмотре судна убедились, что груз не представляет угрозы.
Катастрофа в Бейруте
- 4 августа 2020 г. в порту Бейрут в Ливане произошел мощный взрыв;
- сдетонировало 2750 т аммиачной селитры;
- взрыв случился из-за сварочных работ, которые проводили на складе с нитратом аммония.
Были уничтожены и повреждены сотни домов, погибло не менее 280 человек, более 6 тыс. получили ранения.
Общий ущерб от взрыва правительство страны оценило в 15 млрд долл. США, непосредственно порту был нанесен ущерб в 350 млн долл. США.
Это стало неподъемной суммой для переживающего кризис Ливана.
Автор: А. Игнатьева