Об этом 30 октября 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Что с танкерами?
Подробности:- 1й танкер-газовоз для Арктик СПГ-2, Алексей Косыгин, может быть передан НОВАТЭКу (у компании 60% в Арктик СПГ-2) в начале 2025 г., 2й танкер, Сергей Витте, - в 1м квартале 2025 г.,
- первые 2 танкера французская Gaztransport & Technigaz (GTT) успела оснастить системами хранения СПГ мембранного типа Mark III до ухода из России,
- тем не менее, есть вероятность, что 3й танкер, Сергей Витте, может быть сдан до конца 2025 г.,
- сроки завершения строительства последующих танкеров пока не определены,
- количество сотрудников НОВАТЭКа (инженеров и рабочих-монтажников), направленных на ССК Звезда для ускорения строительства, увеличилось с 200 до 500 человек.
Системы хранения СПГ мембранного типа Mark III
В 2019 г. GTT получила принципиальное одобрение (AiP) от Российского морского регистра судоходства (РС) для своих систем Mark III Flex и NO96 L03+, предназначенных для танкеров-газовозов ледового класса Arc7.Mark III - это криогенная технология, используемая с 2008 г. для хранения СПГ при низких температурах при транспортировке, хранении на суше и на море, при атмосферном давлении.
Мембранная система Mark III - это система герметизации и изоляции, непосредственно поддерживаемая корпусом судна.
Суточная скорость выкипания:
- Mark III Flex - 0,085%;
- NO96 L03+ - 01%.
Ход строительства танкеров-газовозов
Для обслуживания проекта Арктик СПГ-2 нужно 21 танкер-газовоз:- ССК Звезда строит 15 танкеров-газовозов;
- 6 строятся на южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME), но из-за санкций вряд ли будут переданы НОВАТЭКу.
Затем срок сдачи сдвинулся на 1 год, а потом последовал очередной перенос.
В конце мая 2024 г. стало известно, что сдача 1го танкера откладывается до конца 2024 г., 2го - до начала 2025 г.
Статус остальных танкеров-газовозов неясен.
В феврале 2022 г. ССК Звезда сообщала, что началась резка металла для 7го судна, для 3 танкеров-газовозов заложены кили.
В сентябре 2023 г. при личном участии В. Путина на верфи:
- состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин;
- сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте, а в сухом доке шло формирование корпусов еще 2 танкеров-газовозов - Константин Посьет и Виктор Черномырдин.
Вопрос с криогенными емкостями для 3го и последующих танкеров-газовозов, вероятно, удается тем или иным образом решать, отечественная мембранная технология хранения СПГ на судах уже разработана и получила предварительное одобрение регулятора.
Что с логистикой?
Находящийся под санкциями США проект Арктик СПГ-2 в августе 2024 г. начал отгрузки СПГ с 1й линии.Проект испытывает сложности с реализацией - из 8 отгруженных партий СПГ с Арктик СПГ-2, и ни одна из из них еще не дошла до конечного потребителя.
Большая часть партий была перегружена в плавучие хранилища СПГ (ПХГ, FSU) Saam FSU в Мурманской области и Koryak FSU в Камчатском крае, часть хранится в конвенциональных танкерах-газовозах, привлеченных к вывозу СПГ с Арктик СПГ-2 в летний период.
Пока не ясно планирует ли Арктик СПГ-2 продолжить отгрузки зимой, когда вывоз СПГ без привлечения танкеров-газовозов ледового класса Arc7 невозможен.
Bloomberg со ссылкой на анонимные источники 25 октября сообщил, что коммерческое сжижение на Арктик СПГ-2 было остановлено из-за переполнения хранилищ.
Эффективность вывоза СПГ в западном направлении может быть обеспечена за счет рейдовой перевалки на конвенциональные суда, что оптимизирует использование флота газовозов Arc7.
НОВАТЭК уже ведет рейдовую перевалку по схеме борт-в-борт (ship-to-ship, STS) в Мурманской области вблизи о-ва Кильдин, хотя этот район характеризуются сильными ветрами.
Reuters со ссылкой на материалы, подготовленные в рамках оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), 22 октября сообщил, что НОВАТЭК прорабатывает возможность организовать дополнительную перевалку СПГ STS в акватории Чешской губы Баренцева моря.
Однако, согласно анализу ледовых условий, проведенному Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом в 2019 г., акватория Чешской губы относится к замерзающей с длительным развитием ледового покрова, что делает ее малопригодной для рейдовой перевалки в зимний период.
Аналогичная перевалка планируется в заливе Креста - северной части Анадырского залива Берингова моря, но восточная часть Севморпути пока регулярно не используется для поставок СПГ в зимний период даже судами Arc7.