Об этом сообщает местные СМИ.
Транспортная операция довольно интересная, поскольку плечо доставки составляет всего лишь около 10 км!
И для этого использовали немаленький нефтеналивной танкер типоразмера Aframax (Average Freight Rate Assessment, AFRA) дедвейтом 120000 тонн.Время доставки составило меньше 1 суток.
Грузили дольше.
Решение нестандартное, но эффективное.
И вот почему.
В порту существует развитая инфраструктура импорта нефтепродуктов.
Достаточно было загрузить портовые приемные нефтетерминалы, и далее нефтепродукты потекли бы по налаженной инфраструктуре потребителям.
Владелец НПЗ - А. Данготе - это мастер нестандартных решений.
Поэтому и миллиардер, вероятно.
Цементный магнат, он решил в 2013 г. вложиться в нефтегазовый проект, наперекор идеям Запада о скором энергопереходе.
И не прогадал, введя в эксплуатацию в мае 2023 г. крупнейший в Африке НПЗ мощностью переработки 650 тыс. барр./сутки нефти.
Запуск НПЗ был совершен на нефти из США, хотя в Нигерии полно объемов нефти собственной добычи.
После начала промышленного производства бензина на НПЗ в июне 2024 г. доставка нефтепродуктов на внутренний рынок была организована автоцистернами.
НПЗ Данготе способен одновременно загружать бензином Premium Motor Spirit (PMS) 40 автобензовозов за 40 минут, что позволяет обслуживать до 2900 грузовиков/сутки.
Но много навозить автотранспортом не удалось.
После ввода в эксплуатацию НПЗ автотрасса Лекки-Эпе встала.
И нигерийский делец снова поступил нестандартно, решив использовать имеющуюся в порту инфраструктуру, зафрахтовав большой нефтеналивной танкер для разовой отгрузки.
Подробности поставки:
- 24 октября 2024 г. НПЗ Dangote поставил на местный рынок сразу около 79,4 млн литров (500 000 баррелей) бензина по морю;
- маршрут: Lekki Free Trade Zone, где расположен НПЗ Dangote, - нефтетерминал порта Лагос - столицы Нигерии;
- протяженность маршрута танкера - около 9 км, что совершенно удивительно для танкеров типоразмера Афрамакс;
- для поставки бензина использован нефтеналивной танкер Sabaek (IMO: 9240433), что это подтверждается данными сервисов отслеживания судов.
- 75% нефтепродуктов из НПЗ в такие ключевые города, как гг. Уорри, Порт-Харкорт и Калабар будет доставляться морем;
- автомобильный транспорт будет использоваться для срочных нужд, что снизит нагрузку на дорожную инфраструктуру и сократит расходы на перевалку.
Есть непростые отношения с Нигерийской национальной нефтяной компанией (NNPC):
- в июле 2024 г. А. Данготе волевым решением сократил долю участия NNPC в НПЗ до 7,2% с 20%;
- NNPC по указанию властей отказывается от посреднических услуг при продаже бензина с НПЗ Данготе, что может повысить стоимость бензина для потребителей:
- в сентябре 2024 г. NNPC начала отгружать бензин с НПЗ Данготе,
- 26 сентября Палата представителей призвала правительство обязать NNPC и НПЗ Данготе разрешить независимым продавцам забирать бензин напрямую с завода,
- в сентябре NNPC заявила, что покупает бензин на НПЗ Данготе по цене 898,78 найр/л и продает его розничным продавцам по цене 765,99 найр/л, получая субсидию от властей в размере почти 133 найр /л;
- 28 октября 2024 г. широкой общественности стало известно об иске НПЗ Данготе от 6 сентября:
- с требованием аннулировать лицензии на импорт нефтепродуктов, выданные NNPS и 6 другим нефтетрейдерам,
- с требованием от Нигерийского управления по регулированию добычи и переработки нефти возмещения ущерба в размере 100 млрд найр за то, что оно продолжало выдавать лицензии на импорт дизельного и авиационного топлива, утверждая, что это противоречит положениям Закона о нефтяной промышленности,
- сейчас НПЗ Данготе пытается спустить на тормоза, предполагая отозвать иск.