Обновленный документ размещен на сайте британского Минфина.
В нем утверждается, что суда якобы:
- вовлечены в деятельность, целью которой является дестабилизация Украины;
- создают угрозу ее суверенитету и независимости;
- осуществляют транспортировку нефти и нефтепродуктов российского происхождения в третьи страны.
В качестве оператора судов, использующих флаги Габона и Панамы, указана компания Stream Ship Management FZCO.
Интересно отметить, что челночный танкер Залив Анива дедвейтом 103 тыс. т, использовался для экспорта нефти с проекта Сахалин-2, о чем были публикации Bloomberg.
Танкерам запрещается доступ в порты Соединенного Королевства, их регистрация в судовом реестре Великобритании может быть прекращена.
Капитаны и лоцманы могут получить предписание о задержании указанных судов.
Напомним, что днем ранее, 10 сентября 2024 г., правительство Великобритании ввело санкции в отношении 5 морских судов, якобы задействованных в оказании военной поддержки РФ.
Речь идет о судах Baltiyskiy, Begey, Musa Jalil, Omskiy-103 и Skif-V.
Британские власти утверждают, что эти суда перевозят военные товары из третьих стран, включая Иран, в РФ.
Предыдущая полна британских санкций затронула 11 танкеров.
Все 11 судов, которые были внесены в санкционный список, ходят под флагами Габона, островов Кука и Панамы.
В начале июля 2024 г. источники The New York Times сообщили, что действующие и бывшие чиновники Минфина США предложили новые меры против «теневого флота» нефтяных танкеров, которые помогают доставлять российскую нефть в обход санкций.
Речь идет о введении штрафов, которые позволили бы ограничить продажи или вывести танкеры из эксплуатации.
В то же время есть опасения, что предлагаемые меры приведут к росту цен на энергоносители.
Теневой флот
После начала конфликта на Украине, сотни таких танкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки российской нефти на рынке:- в декабре 2022 г. Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar писала, что Россия собирает «теневой флот» для обхода ограничений: в него тогда якобы входило 100 устаревших танкеров;
- из данных консалтинговой компании Rystad следовало, что в 2022 г. Россия собиралась добавить к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу;
- в конце января 2023 г. в публикации The Economist число используемых танкеров под нефть из России оценивалось в 360 ед.;
- в марте 2023 г. CNN писал, что в теневой флот России поступает от 25 до 35 судов/мес. Всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка);
- Trafigura оценивает теневой флот в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.
- на дружественные страны в 2023 г. пришлось 86% экспорта нефти по сравнению с 40% в 2021 г.,
- 84% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 30% в 2021 г.