Об этом 24 августа 2024 г. поведал в интервью China Daily главный конструктор Морского проектно-исследовательского института Китая Ву Ган.
Подробности проектирования сверхмощного ледокола:
- власти Китая выделили значительные ресурсы на проект, который сейчас находится на завершающей стадии исследований и разработок;
- новый ледокол сможет пробиваться сквозь лед толщиной более 2 метров и будет работать на экологически чистом топливе, не оставляя загрязняющих веществ во время своей работы;
- основные компоненты нового ледокола, включая его двигатели, будут производиться китайскими компаниями;
- назначение ледокола - выполнения длительных миссий в самых сложных полярных условиях, что значительно повысит потенциал Китая по проведению круглогодичных научных исследований в этих отдаленных регионах.
- ледоколы подразделяются на 3 уровня в зависимости от их ледопроходимости:
- тяжелые ледоколы могут преодолевать лед толщиной до 2 метров,
- средние ледоколы - от 1 до 1,5 м,
- легкие ледоколы - менее 1 метра;
- Китай продвинулся в проектировании и строительстве легких и средних ледоколов;
- по-прежнему существует значительная нехватка ледокольных научно-исследовательских судов (НИС), особенно тяжелых ледоколов;
- исследования и разработка китайского тяжелого ледокола идут гладко, и ожидается, что его строительство начнется в 2025 г.
Только летом 2024 г. Китай отправил в Арктику 3 ледокола:
- Xue Long 2, самый современный ледокол Китая, который проводил многомесячную экспедицию в Северном Ледовитом океане;
- меньший по размеру Чжун Шань Да Сюэ Цзи Ди, управляемый Университетом Сунь Ятсена, - к северу от Аляски;
- недавно введенный в эксплуатацию Цзи Ди (Ji Di) - к северу от Аляски.
Ледокол Тансуо Сан Хао (tan suo san hao) немного больше Ji Di:
- длина - 103 метра, водоизмещение - около 9 200 тонн, количество членов экипажа и ученых - 80 чел;
- ввод в эксплуатацию - 2025 г.
До 1993 г. у Китая вообще не было ледокольного флота.
В 1994 г. Китай купил у Украины НИС ледового класса, которое было имянаречено Сюэлун (Снежный дракон).
Это вообще-то грузовое судно было построено в 1993 г. на Херсонском судостроительном заводе и переоборудовано в Китае.
Уже в 2019 г. был введен в эксплуатацию отечественный ледокол Сюэлун-2, построенный за 3 года.
Анонсированная цель китайского ледокольного бума - научные исследования в Арктике и подготовки к открытию и транспортировке будущего арктического маршрута Северного морского пути (СМП).
Китай и Россия заявили в совместном коммюнике после 29й очередной встречи глав правительств Китая и России:
- будут предприняты усилия:
- по расширению взаимовыгодного сотрудничества в арктическом регионе,
- укреплению сотрудничества в области развития судоходства, безопасности мореплавания, технологии и строительства полярных кораблей,
- обе страны будут поощрять свои предприятия к активному участию в сотрудничестве по арктическим морским путям на основе рыночных принципов и уделять особое внимание охране окружающей среды Арктики.
Ледоколы России
Россия традиционно развивает ледокольный флот, хотя и меньшими темпами, нежели Китай.2 января 2018 г. военный ледокол дизель-электроход Илья Муромец официально вступил в состав сил Северного флота РФ.
В июле 2024 г. патрульный корабль ледового класса Иван Папанин - головной ледокол серии проекта 23550, вышел на заводские ходовые испытания.
Его строительство началось в 2017 г., так что скорым его не назовешь в сравнении с китайскими темпами строительства ледоколов, которые уже составляют 2 года.
Ледоколы США
Впрочем, Россия постоянно строит ледоколы, так что с ледокольным флотом РФ все в порядке, а вот у США и Канады дела пока совсем плохи.Но и в США ускоряются работы по ледоколам.
Отжав у России верфь Arctech Helsinki Shipyard, американцы вместе с Канадой и Финляндией договорились ускорить ледокольное строительство, используя финские и канадские компетенции.
Arctech Helsinki Shipyard в 2014-2019 гг. принадлежала ОСК и строила суда снабжения и ледоколы для РФ.
Сейчас идет болезненный процесс расставания.
Но даже поглощение этой верфи вряд ли спасет США от отставания от Китая.
Недавно аналитики - военморы США сообщили о том, что мощность китайских верфей составляет около 23, 250 млн т, а в США - лишь 0,1 млн т.
Это в 232 раза меньше, чем в Китае.
Тем не менее, недавно в США объявлено о Пакте о сотрудничестве ледоколов (ICE) - инициативе по производству 70 - 90 ледоколов для своих союзников в течение следующих 10 лет.