Об этом 13 июня 2024 г. сообщило агентство Yonhap со ссылкой на заявление SHI.
Разрыв контракта
По заявлению SHI, приводимого Yonhap:- ССК Звезда недавно расторг контракты общей стоимостью 4,2 млрд долл. США, подписанные в 2019 и 2020 гг. с Samsung Heavy на проектирование 15 танкеров-газовозов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) и 7 челночных танкеров,
- российская судоверфь попросила Samsung Heavy вернуть 800 млн долл. США, которые она уже выплатила авансом, и плату за задержку,
- компания также отозвала свой заказ на проектирование 17 оставшихся судов, за исключением 5 уже поставленных Samsung Heavy судов для перевозки СПГ,
- в рамках сделки корейская компания направила своих сотрудников на Звезду для проектирования в общей сложности 22 судов, но рабочие покинули верфь после начала конфликта на Украине в начале 2022 г.,
- Samsung Heavy подаст иск в SIAC против ССК Звезда о расторжении контракта, поскольку решение российской стороны несправедливо.
Сотрудничество ССК Звезды и Samsung Heavy
В сентябре 2017 г. ССК Звезда и SHI подписали основные условия по созданию СП по управлению проектами строительства арктических челночных танкеров.СП должно было обеспечить технологическую поддержку строительства арктических челночных танкеров на ССК Звезда различных типоразмеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс т.
Эти танкеры планировались для обеспечения вывоза нефти с месторождений Роснефти, а также для других российских и зарубежных производителей.
В сентябре 2019 г. ССК Звезда и SHI в рамках ВЭФ учредили ранее анонсированное СП.
Планировалось, что Samsung Heavy Industries предоставит ССК Звезда технические спецификации, а также документацию базового и детального проекта судов, окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации танкеров-челноков совместно с ЦКБ Лазурит.
Кроме того, ССК Звезда и Samsung Heavy Industries Co. Ltd. подписали контракт на проектирование судов-газовозов для проекта Арктик СПГ-2 компании НОВАТЭК.
Samsung Heavy Industries стала технологическим партнером проекта и должна была передать ССК Звезда техническую спецификацию, а также права на проектную документацию проекта судов.
Корейская компания также обещала оказать содействие в разработке рабочей конструкторской документации ЦКБ Лазурит.
Танкеры челноки для проекта Восток Ойл Роснефти и танкеры-газовозы для Арктик СПГ-2 должны соответствовать ледовому классу Arc7.
В 2021 г. SHI заключила контракт на поставку оборудования и комплектующих под строительство на ССК Звезда 1й серии танкеров-челноков.
Стоимость оборудования может составить 1,7 млрд долл. США, поставки ожидались в период между 2023 и 2027 гг.
Статус этих судов на данный момент неизвестен.
По строительству на ССК Звезда танкеров-газовозов для Арктик СПГ-2 по проекту Yamalmax Samsung 172 (SN2366), тип Алексей Косыгин, информации также немного.
В феврале 2022 г. ССК Звезда сообщала, что к тому моменту началась резка металла для 7го судна, для 3 танкеров-газовозов заложены кили, но уже весной SHI с проекта ушла.
Эти 3 танкера (Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте) сейчас уже спущены на воду и ведется их достройка с привлечением специалистов НОВАТЭКа.
Сдача первых 2 танкеров предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно, но по оснащению Сергея Витте криогенным оборудованием есть проблемы.
По данным на сентябрь 2023 г. в сухом доке на ССК Звезда шло формирование корпусов еще 2 танкеров-газовозов (Константин Посьет и Виктор Черномырдин).
12 июня 2024 г. США ввели санкции против всех 7 танкеров-газовозов, находящихся в той или иной степени готовности на ССК Звезда.
ССК Звезда находится под санкциями США с 23 февраля 2024 г.