Об этом шла речь на оперативном совещании с вице-премьерами, которое премьер-министр РФ М. Мишустин провел 20 мая 2024 г.
Как строить суда для СМП?
М. Мишустин отметил, что задача по развитию Северного морского пути является приоритетной, поскольку его маршруты проходят в пределах территориальных вод РФ и в условиях внешних санкций являются надежным транспортным коридором для экспорта продукции в дружественные страны.Однако со строительством судов арктического флота, необходимого для безопасного круглогодичного движения в северных широтах, возникли серьезные проблемы.
В частности, нехватка флота танкеров-газовозов ледового класса Arc7 вынуждает НОВАТЭК откладывать начало отгрузок сжиженного природного газа (СПГ) с проекта Арктик СПГ-2, реализация которого сейчас осложнена санкциями США.
Из-за санкций под вопросом оказалось получение уже построенных на южнокорейских верфях танкеров-газовозов для проекта, также неизвестен статус судов, строящихся на ССК Звезда, также находящейся под санкциями.
Это лишь единичный пример, нехватка ощущается и по нефтеналивным танкерам, и по аварийно-спасательным судам, а балкеров-углевозов и контейнеровозов высокого ледового класса в России нет в принципе.
О ходе строительства судов высокого ледового класса для СМП на совещании доложил первый вице-премьер РФ Д. Мантуров.
Тезисы от Д. Мантурова:
- ледокольный флот:
- в целях обеспечения круглогодичной проводки Балтийский завод продолжает строительство серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт,
- 3 атомохода - Арктика, Сибирь и Урал - уже работают в акватории морей Северного Ледовитого океана,
- следующий ледокол - Якутия - планируем сдать в конце 2024 г.,
- еще 3 должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 г.,
- самый мощный ледокол, который сегодня строится на Звезде, 120 МВт, - Россия, который тоже должен быть построен ориентировочно к 2030 г. (первоначально запланированный срок - 2027 г., прим. ред.),
- безопасность мореплавания:
- в интересах Минтранса и Росморречфлота строится 15 аварийно-спасательных судов для работы на СМП, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности,
- задействованы верфи в Комсомольске-на-Амуре, Калининграде, Нижнем Новгороде и Татарстане,
- в развитие работы по этому направлению в перспективе 6 лет планируется контрактация еще 30 судов,
- арктический флот:
- непосредственно для вывоза нашей грузовой базы, в т.ч. по СМП, комплексом Звезда уже переданы заказчикам 5 нефтеналивных танкеров типа Афрамакс,
- законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения,
- в дополнение к этому количеству в планах загрузки верфи до 2037 г. - 92 грузовых судна ледового класса уже обеспечены, в их числе - контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры.
По словам Д. Мантурова, в целом основная производственная инфраструктура в интересах освоения СМП сформирована.
Однако, чтобы гарантированно справиться с таким емким заказом, ОСК с ВТБ рассматривает возможность строительства еще одной высокотехнологичной верфи.
Окончательное решение по месту и квалификации будет принято до конца 2024 г.
С предложением о строительстве новых верфей глава ВТБ (банку в управление была передана ОСК) А. Костин обратился к президенту РФ В. Путину в конце 2023 г.
По словам А. Костина, ОСК может построить 2 новые верфи - на Северо-Западе и на Дальнем Востоке.
В марте 2024 г. на совещании с правительством В. Путин указал на необходимость строительства дополнительных верфей и развития судостроения на Дальнем Востоке.
По его словам, строительство верфи на Дальнем Востоке будет дороже, чем в Европейской части России, но с точки зрения увязки с территориальным развитием страны, удобством производства и долгосрочных интересов России, целесообразнее будет создавать верфь именно на Дальнем Востоке.
В связи с более высокой стоимостью проекта, В. Путин поручил М. Мишустину и занимавшему на тот момент должность первого вице-премьера А. Белоусову продумать вопрос господдержки нового производства.
На совещании 20 мая Д. Мантуров остановился самом чувствительном моменте для развития российского судостроения - замещении критических позиций судового комплектующего оборудования.
С 2022 г. на его разработку по решению президента предусмотрена отдельная субсидия.
Тезисы от Д. Мантурова:
- суммарно по этому механизму мы направляем почти 17 млрд руб. бюджетного финансирования,
- это позволило начать реализацию 60 комплексных проектов силами 35 предприятий,
- первые образцы начнут появляться на рынке уже начиная с 2025 г.,
- они будут применяться в т.ч. на судах ледового класса, эксплуатируемых на СМП, и рыболовных судах, которые будут работать в северных широтах.
2 млрд руб. на реконструкцию ОССЗ
Отдельным вопросом, рассмотренным на совещании, стала реконструкция Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ).М. Мишустин отметил, что для наращивания темпов строительства судов арктического флота необходим запуск новых современных производств.
В качестве примера премьер-министр назвал Онежский завод в г. Петрозаводск, где идет создание первой цифровой верфи, где будут использоваться высокоэффективные роботизированные технологии.
На реализацию 2й очереди проекта глубокой модернизации предприятия правительство РФ выделило 2 млрд руб., что позволит в ближайшие 2 года существенно расширить производственные возможности ОССЗ.
Согласно распоряжению правительства от 6 мая 2024 г. №1111-р:
- Росморречфлоту в 2024 г. из резервного фонда правительства РФ предоставляются бюджетные ассигнования в размере до 2 млрд руб.,
- эти средства пойдут на предоставление бюджетных инвестиций в виде взноса РФ в уставный капитал ОССЗ в целях реализации 2й очереди проекта глубокой модернизации производственных мощностей,
- средства предназначены для обеспечения ввода в эксплуатацию 49,6 тыс. м2 производственных мощностей ОССЗ до конца 2026 г.,
- федеральное финансирование будет направлено на реконструкцию гидротехнических сооружений и объектов производственного назначения.
Реконструкция и переоснащение ОССЗ позволят:
- увеличить фактическую мощность завода,
- создать условия для строительства современных гражданских судов,
- проводить работы по обновлению судов технического назначения, например, буксиров, бункеровщиков СПГ, лоцманских судов и судов дноуглубительного флота, что будет способствовать безопасности морского и речного судоходства в России.
ОССЗ возобновил работу после банкротства в 2015 г.
До этого, в 2014 г., завод был передан в Росморпорт.
В 2019 г. началась модернизация производственных мощностей завода, предполагающая создание новых производственных мощностей, внедрение средств автоматизации и роботизации производства, новейших систем качества, организацию работы информационной системы управления.
Результатом должно стать увеличение мощности в корпусообрабатывающем производстве до 10 тыс. т/год.
Стоимость модернизации предприятия составляет 6,5 млрд руб., из которых 5,8 млрд руб. - инвестиции из федерального бюджета.
Завершить обновление завода планируется до конца 2024 г.
Сейчас к этой сумме добавляется еще 2 млрд руб., а срок реализации 2й очереди проекта обозначен до конца 2026 г.
Завод ведет строительство рыболовецких судов в рамках программы «квоты под киль», а также судов технического флота, включая теплоходы высокого ледового класса.
В 2023 г. на предприятии заложены 2 мелкосидящих ледокола нового поколения проекта 22740М, что позволит им работать в замерзающих морях с небольшой глубиной и на внутренних водных путях.
Из 3 портовых буксиров с ледовым усилением, которые ОССЗ начинает строить по заказу Росморпорта, 1 предназначен для использования на Дальнем Востоке.
Кроме того, предприятие выиграло тендер на строительство 2 нефтемусоросборочных судов для Дальневосточного бассейнового филиала Росморпорта.