USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 72.39

-0.02

Природный газ 2.764

0

5 мин
...

Ледоколы, новая верфь, технологическая независимость. Д. Мантуров доложил о развитии судостроения, в т.ч. для Севморпути

Также речь шла о важности скорейшего завершения работы по налаживанию выпуска всего необходимого оборудования, агрегатов, ключевых узлов,  что позволит достичь технологической независимости в судостроении.

Ледоколы, новая верфь, технологическая независимость. Д. Мантуров доложил о развитии судостроения, в т.ч. для Севморпути

Источник: скрин с видео правительства РФ

Москва, 20 мая - ИА Neftegaz.RU. Основная производственная инфраструктура в интересах освоения Северного морского пути (СМП) сформирована, но для надежности ВТБ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подумают о строительстве еще одной верфи.
Об этом шла речь на оперативном совещании с вице-премьерами, которое премьер-министр РФ М. Мишустин провел 20 мая 2024 г.

Как строить суда для СМП?

М. Мишустин отметил, что задача по развитию Северного морского пути является приоритетной, поскольку его маршруты проходят в пределах территориальных вод РФ и в условиях внешних санкций являются надежным транспортным коридором для экспорта продукции в дружественные страны.
Однако со строительством судов арктического флота, необходимого для безопасного круглогодичного движения в северных широтах, возникли серьезные проблемы.
В частности, нехватка флота танкеров-газовозов ледового класса Arc7 вынуждает НОВАТЭК откладывать начало отгрузок сжиженного природного газа (СПГ) с проекта Арктик СПГ-2, реализация которого сейчас осложнена санкциями США.
Из-за санкций под вопросом оказалось получение уже построенных на южнокорейских верфях танкеров-газовозов для проекта, также неизвестен статус судов, строящихся на ССК Звезда, также находящейся под санкциями.
Это лишь единичный пример, нехватка ощущается и по нефтеналивным танкерам, и по аварийно-спасательным судам, а балкеров-углевозов и контейнеровозов высокого ледового класса в России нет в принципе.

О ходе строительства судов высокого ледового класса для СМП на совещании доложил первый вице-премьер РФ Д. Мантуров.
Тезисы от Д. Мантурова:
  • ледокольный флот:
    • в целях обеспечения круглогодичной проводки Балтийский завод продолжает строительство серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт,
    • 3 атомохода - Арктика, Сибирь и Урал - уже работают в акватории морей Северного Ледовитого океана,
    • следующий ледокол - Якутия - планируем сдать в конце 2024 г.,
    • еще 3 должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 г.,
    • самый мощный ледокол, который сегодня строится на Звезде, 120 МВт, - Россия, который тоже должен быть построен ориентировочно к 2030 г. (первоначально запланированный срок - 2027 г., прим. ред.),
  • безопасность мореплавания:
    • в интересах Минтранса и Росморречфлота строится 15 аварийно-спасательных судов для работы на СМП, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности,
    • задействованы верфи в Комсомольске-на-Амуре, Калининграде, Нижнем Новгороде и Татарстане,
    • в развитие работы по этому направлению в перспективе 6 лет планируется контрактация еще 30 судов,
  • арктический флот:
    • непосредственно для вывоза нашей грузовой базы, в т.ч. по СМП, комплексом Звезда уже переданы заказчикам 5 нефтеналивных танкеров типа Афрамакс,
    • законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения,
    • в дополнение к этому количеству в планах загрузки верфи до 2037 г. - 92 грузовых судна ледового класса уже обеспечены, в их числе - контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры.

По словам Д. Мантурова, в целом основная производственная инфраструктура в интересах освоения СМП сформирована.
Однако, чтобы гарантированно справиться с таким емким заказом, ОСК с ВТБ рассматривает возможность строительства еще одной высокотехнологичной верфи.
Окончательное решение по месту и квалификации будет принято до конца 2024 г.

С предложением о строительстве новых верфей глава ВТБ (банку в управление была передана ОСК) А. Костин обратился к президенту РФ В. Путину в конце 2023 г.
По словам А. Костина, ОСК может построить 2 новые верфи - на Северо-Западе и на Дальнем Востоке.
В марте 2024 г. на совещании с правительством В. Путин указал на необходимость строительства дополнительных верфей и развития судостроения на Дальнем Востоке.
По его словам, строительство верфи на Дальнем Востоке будет дороже, чем в Европейской части России, но с точки зрения увязки с территориальным развитием страны, удобством производства и долгосрочных интересов России, целесообразнее будет создавать верфь именно на Дальнем Востоке.
В связи с более высокой стоимостью проекта, В. Путин поручил М. Мишустину и занимавшему на тот момент должность первого вице-премьера А. Белоусову продумать вопрос господдержки нового производства.

На совещании 20 мая Д. Мантуров остановился самом чувствительном моменте для развития российского судостроения - замещении критических позиций судового комплектующего оборудования.
С 2022 г. на его разработку по решению президента предусмотрена отдельная субсидия.
Тезисы от Д. Мантурова:
  • суммарно по этому механизму мы направляем почти 17 млрд руб. бюджетного финансирования,
  • это позволило начать реализацию 60 комплексных проектов силами 35 предприятий,
  • первые образцы начнут появляться на рынке уже начиная с 2025 г.,
  • они будут применяться в т.ч. на судах ледового класса, эксплуатируемых на СМП, и рыболовных судах, которые будут работать в северных широтах.
Заслушав доклад Д. Мантурова, М. Мишустин подчеркнул важность скорейшего завершения работы по налаживанию собственного выпуска всего необходимого оборудования, агрегатов, ключевых узлов, что позволит достичь технологической независимости в судостроении.

2 млрд руб. на реконструкцию ОССЗ

Отдельным вопросом, рассмотренным на совещании, стала реконструкция Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ).
М. Мишустин отметил, что для наращивания темпов строительства судов арктического флота необходим запуск новых современных производств.
В качестве примера премьер-министр назвал Онежский завод в г. Петрозаводск, где идет создание первой цифровой верфи, где будут использоваться высокоэффективные роботизированные технологии.

На реализацию 2й очереди проекта глубокой модернизации предприятия правительство РФ выделило 2 млрд руб., что позволит в ближайшие 2 года существенно расширить производственные возможности ОССЗ.
Согласно распоряжению правительства от 6 мая 2024 г. №1111-р:
  • Росморречфлоту в 2024 г. из резервного фонда правительства РФ предоставляются бюджетные ассигнования в размере до 2 млрд руб.,
  • эти средства пойдут на предоставление бюджетных инвестиций в виде взноса РФ в уставный капитал ОССЗ в целях реализации 2й очереди проекта глубокой модернизации производственных мощностей,
  • средства предназначены для обеспечения ввода в эксплуатацию 49,6 тыс. м2 производственных мощностей ОССЗ до конца 2026 г.,
  • федеральное финансирование будет направлено на реконструкцию гидротехнических сооружений и объектов производственного назначения.

Реконструкция и переоснащение ОССЗ позволят:
  • увеличить фактическую мощность завода,
  • создать условия для строительства современных гражданских судов,
  • проводить работы по обновлению судов технического назначения, например, буксиров, бункеровщиков СПГ, лоцманских судов и судов дноуглубительного флота, что будет способствовать безопасности морского и речного судоходства в России.

ОССЗ возобновил работу после банкротства в 2015 г.
До этого, в 2014 г., завод был передан в Росморпорт.
В 2019 г. началась модернизация производственных мощностей завода, предполагающая создание новых производственных мощностей, внедрение средств автоматизации и роботизации производства, новейших систем качества, организацию работы информационной системы управления.
Результатом должно стать увеличение мощности в корпусообрабатывающем производстве до 10 тыс. т/год.
Стоимость модернизации предприятия составляет 6,5 млрд руб., из которых 5,8 млрд руб. - инвестиции из федерального бюджета.
Завершить обновление завода планируется до конца 2024 г.
Сейчас к этой сумме добавляется еще 2 млрд руб., а срок реализации 2й очереди проекта обозначен до конца 2026 г.

Завод ведет строительство рыболовецких судов в рамках программы «квоты под киль», а также судов технического флота, включая теплоходы высокого ледового класса.
В 2023 г. на предприятии заложены 2 мелкосидящих ледокола нового поколения проекта 22740М, что позволит им работать в замерзающих морях с небольшой глубиной и на внутренних водных путях.
Из 3 портовых буксиров с ледовым усилением, которые ОССЗ начинает строить по заказу Росморпорта, 1 предназначен для использования на Дальнем Востоке.
Кроме того, предприятие выиграло тендер на строительство 2 нефтемусоросборочных судов для Дальневосточного бассейнового филиала Росморпорта.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram