Об этом 11 января 2024 г. сообщила пресс-служба Севмаша, а подробности проекта приводятся в корпоративном журнале верфи Завод.
ОПА Ясон
ОПА Ясон создается по заказу Газпром трансгаз Санкт-Петербург в интересах Газпрома.Предполагается, что аппарат сможет эксплуатироваться в пресной и морской воде в неограниченных районах плавания для выполнения работ, связанных с эксплуатацией морских газопроводов.
По словам гендиректора Севмаша М. Будниченко:
- в 2023 г. было завершено формирование несущей рамы аппарата и макетирование размещения оборудования внутри его обитаемой части.
- кроме того, была проведена эргономическая экспертиза на внутренней раме,
- выполняется монтаж оборудования и изготовление систем и изделий машиностроения,
- передача ОПА планируется в согласованные сроки.
С. Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПО) Русского географического общества (РГО), участвующего в разработке ОПА, сообщил:
- поскольку в аппарате многие узлы и системы будут применяться впервые, их необходимо проверить в натурных условиях до того, как они будут установлены на заказе и ОПА пойдет на сверхглубоководную работу,
- проводятся натурные исследования, конкретные районы выбираются в зависимости от задач:
- в Балтийском море тестировали элементы радиоэлектронного вооружения,
- большой объем работ был выполнен в Кабардино-Балкарии на о. Церик-Кель (Нижнее Голубое озеро), в котором прозрачная вода, отсутствуют течения и стабильная погода позволяют свести к минимуму влияние внешних факторов на работу техники и ее оценку,
- наша задача создать аппарат не разового погружения, как делают многие наши зарубежные коллеги: погрузились в Марианскую впадину, после этого отправили аппарат в музей.
Договор на строительство ОПА проекта 03660 Газпром трансгаз Петербург и Севмаш заключили в 2022 г.
Разработчиком проекта 03660 является СПМБМ Малахит (входит в ОСК).
Закладка аппарата Ясон под заводским номером 71302 состоялась на верфи Севмаша в г. Северодвинск 26 июня 2022 г.
Характеристики аппарата:
- водоизмещение - 15 т,
- обзор - 270°,
- возможность выполнять работы на глубинах до 2250 м,
- свободное маневрирование во всех плоскостях и вращение вокруг вертикальной оси,
- возможность работы с широкого спектра носителей, в т.ч. с малооборудованной береговой базы,
- экипаж - 2 человека,
- время работы под водой - 12 часов,
- скорость движения под водой - 3 узла.
Между тем, ранее сообщалось, что Севмаш может построить обитаемый подводный аппарат для обслуживания морских газопроводов к августу 2023 г.
Гражданские компетенции Севмаша
Севмаш продолжает набирать компетенции в гражданском судостроении, реализуя сложные проекты, помимо Ясона.В начале декабря 2023 г. завершился стапельный этап для еще одного важного гражданского проекта Севмаша - батопорта проекта 1418 для 35 СРЗ, филиала ЦС Звездочка.
Генподрядчик - Институт Оргэнергострой, проектант - ЦКБ Монолит,
Рабочую конструкторскую документацию разрабатывало проектно-конструкторское бюро Севмаша.
Батопорт выведен из эллинга, после швартовных испытаний он будет передан заказчику.
Продолжается работа над созданием плавучего дока для нужд предприятия.
Новый плавдок заменит ныне функционирующий ПД Сухона и будет использоваться для вывода атомных подводных лодок 4го поколения из эллинга.
Сооружение станет одним из самых больших по водоизмещению гражданских объектов, реализованных Севмашем.
Строительство плавдока планируется завершить в 2026 г.