Об этом 17 октября 2023 г. сообщила пресс-служба Центральная криминальная полиция на своем сайте.
Новые потенциально причастные суда
Национальное бюро расследований (NBI) продолжило расследование повреждения газопровода на месте происшествия и анализ информации, относящейся к инциденту с магистральным газопроводом (МГП) Balticconnector.Улучшение погодных условий позволяет возобновить погружения и исследование места преступления на месте повреждения.
В сообщении приводятся заявления детектива-суперинтенданта NBI К. Салмона.
Тезисы от К. Сальмона:
- количество судов, находившихся в этом районе на момент инцидента, было установлено из открытых источников,
- следственные мероприятия были сосредоточены на нескольких судах, таких как Newnews Polarbear и Севморпуть,
- но есть и другие, которые, согласно имеющимся данным, находились в этом районе в момент повреждения,
- однако в ходе расследования движение в этом конкретном морском районе должно быть изучено гораздо более подробно, чем позволяют открытые источники,
- помимо перемещений судов, их прошлое и более ранняя деятельность изучаются в сотрудничестве с властями других стран.
Почему так?
Конспирологически говоря, становится все более явный путь США в попытке противодействия России.Западу удалось спустить на тормоза расследование подрыва ГТС Северные потоки.
Это позволило американцам прекратить поставки российского газа в Германию по мощному Северному коридору.
Сейчас все проще: выведен из строя малозначительный газопровод, но внимание к этому происшествию гораздо больше, чем к катастрофической для Германии ситуации после взрыва МГП Северный поток 1 и Северный поток 2.
Даже назначив российские и китайские суда вероятными виновниками инцидента с МГП Balticconnector, Запад может задержать эти суда.
Задержать уникальный российский атомоход - большая удача для Запада.
Но это не все.
Может получиться еще снизить эффективность маршрута Северного морского пути.
Эти суда успешно тестируют СМП.
После нынешних заявлений западных следователей риски для тестирования маршрута СМП существенно возрастают.
Если учесть, что инцидент случился незадолго до визита В. Путина в Китай, становится понятным, что бенефициаром очередного инцидента с газопроводом снова стал Запад.
Другим просто незачем портить никому не нужный МГП Balticconnector.
Севморпуть
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз Севморпуть только - только начал регулярные каботажные рейсы.И вот на тебе.
13 октября 2023 г. атомоход Севморпуть вышел из порта Санкт-Петербург в направлении порта Восточный (Находка) в 3й в 2023 г. субсидируемый каботажный рейс.
Свой предыдущий рейс Севморпуть завершил 13 августа, прибыв в порт Мурманск.
Из порта Мурманск в порт Санкт-Петербург Севморпуть вышел 1 октября, а 8 октября проходил по Финскому заливу вблизи места повреждения МГП Balticconnector.
Удивленный Росатом, в состав которого входит ФГУП Атомфлот, владеющий судном, заявил, что сообщения о причастности Севморпути к инциденту с МГП Balticconnector не соответствуют действительности.
Тезисы от Росатома:
- 8 октября 2023 г. атомный контейнеровоз Севморпуть осуществлял переход из Мурманска в Санкт-Петербург,
- судно следовало без остановок и замедления скорости,
- средняя скорость движения судна за вахту с 00:00 по 04:00 мск составила 14,5 узлов без существенных изменений,
- якорь на ходу не вытравливался,
- каких-либо технологических инцидентов зафиксировано не было,
- согласно докладу капитана атомного контейнеровоза Севморпуть, а также - судоводителей и вахтенного матроса, в указанный отрезок времени подозрительных предметов, а также опасных действий других судов не наблюдалось,
- погода в акватории была штормовой, ветер - северо-западный 18-19 м/с, состояние поверхности моря - от 4 до 6 баллов.
Newnews Polar Bear
Контейнеровоз Newnew Polar Bear ходит под флагом Гонконга, портом приписки является Лимассол.Это судно принадлежит китайской компании Hainan Yangpu Newnew Shipping, которая в 2022 г. приняла решение об использовании СМП для развития сообщения с Россией.
Рейсы в 2023 г. в период с июля по октябрь стали регулярными, всего в перевозках задействованы 5 судов.
Первый рейс 7 июля 2023 г. осуществил Newnew Polar Bear, который доставил из порта Санкт-Петербург в Шанхай российские товары, главным образом продукция лесоперерабатывающих предприятий из северо-западных регионов, а на обратном пути привез в Россию китайские товары.
В порт Санкт-Петербург Newnew Polar Bear прибыл 8 октября, также пройдя в месте инцидента с МГП Balticconnector, затем принял очередной груз для нового рейса по СМП.
В порт Тяньцзинь он должен прибыть 16 ноября 2023 г.
Другие суда
Неофициально сообщается о еще нескольких потенциально причастных к инциденту с МГП Balticconnector судах:- танкер SVG Flot под российским флагом - на него указывали эстонские СМИ со ссылкой на данные MarineTraffic, сообщая, что судно находилось 6-8 октября в Финском заливе в районе места происшествия,
- гидрографическое судно Балтийского флота ВМФ РФ Сибиряков - на него обратил внимание польский эксперт К. Музыка и британская Guardian, но судно находилось вблизи места аварии задолго до инцидента - мае, августе и сентябре 2023 г., что не согласуется с основной на данный момент версией о механическом а не взрывном повреждении,
- океанографическое исследовательское судно Балтийского флота ВМФ РФ Адмирал Владимирский - о нем сообщала финская газета Helsingin Sanomat, предположив судно действовало на линии газопровода.
Инцидент с МГП Balticconnector и его расследование
МГП Balticconnector является интерконнектором (газопровод с возможности прокачки газа в обоих направлениях) между ГТС Финляндии и Эстонии общей мощностью 2,6 млрд м3/год газа.Протяженность газопровода составляет 150 км, из которых 77 км проходит по дну Финского залива.
8 октября 2023 г. около 02:00 операторы ГТС Эстонии и Финляндии Elering и Gasgrid Finland зафиксировали падение давления в МГП Balticconnector.
Операторы перекрыли подачу газа путем закрытия клапанов в МГП, утечка газа была остановлена.
Телекоммуникационный оператор Elisa, работающий в Финляндии и Эстонии, сообщил о повреждении резервного подводного волоконно-оптического кабеля в Финском заливе, который произошел также в ночь с 7 на 8 октября.
Позднее Швеция сообщила о повреждении еще одного морского телекоммуникационного кабеля, соединяющего его с Эстонией примерно в то же время.
По данным пограничной службы Финляндии место утечки из МГП Balticconnector зафиксировано в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Финляндии, повреждение телекоммуникационного кабеля - в ИЭЗ Эстонии.
Соответственно, расследование инцидента с МГП Balticconnector ведет Финляндия, а с телекоммуникационным кабелем - Эстония.
Центральная криминальная полиция Финляндии сообщила, что дело о газопроводе расследуется как умышленное повреждение, но пока с уверенностью рано говорить об инциденте как о преднамеренном действии.
Проводимое Финляндией расследование исходит из того, что МГП Balticconnector был поврежден в результате внешнего воздействия, причем это воздействие носило не взрывной, как предполагалось изначально, а механический характер.
В частности, была высказана версия о том, что газопровод мог быть поврежден судовым якорем, которое некое крупное судно протащило по газопроводу.
Финский газотранспортный оператор Gasgrid Finland, отвечающий за обследование МГП Balticconnector, уже приступил к инспекционным мероприятиям на газопроводе.
13 октября компания со ссылкой на предварительные экспертные оценки сообщила, что планирование ремонтных работ, мобилизация необходимого подводного оборудования и фактические ремонтные мероприятия, включая инспекцию отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее 5 месяцев.
Таким образом, самая ранняя возможная дата ввода в эксплуатацию МГП Balticconnector - начало апреля 2024 г.