Об этом Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сообщили 6 октября 2023 г.
Танкер Василий Никитин
Судно строится в г. Шлиссельбург Ленинградской области на входящем в состав ОСК Невском судостроительно-судоремонтном заводе (Невском ССЗ).Новое судно станет 2м (1м серийным) средним морским танкером проекта 23130.
Строительство осуществляется в соответствии с гособоронзаказом для нужд Военно-Морского Флота.
Заложен СМТН Василий Никитин был заложен 26 марта 2021 г. на Невском ССЗ.
Судно названо в честь генерал-полковника Василия Васильевича Никитина - почетного нефтехимика СССР, внесшего большой вклад в развитие службы горючего ВС СССР.
Далее судну предстоят заводские ходовые и швартовочные испытания.
Срок сдачи судна заказчику не уточняется.
Танкеры проекта 23130
Танкер проекта 23130 представляет собой однопалубное судно с двойным корпусом в районе грузовых танков, способное ходить в северных широтах.Предназначен для приема, хранения, транспортировки и передачи различных жидких грузов для флота: мазута, дизельного топлива, авиационного керосина, моторного масла, пресной воды.
Также возможна перевозка сухих грузов, в т.ч. различного технического и шкиперского имущества, продуктов питания.
Судно способно без швартовки к другому теплоходу передавать и принимать жидкие грузы, а также осуществлять прием, хранение, транспортировку и передачу сухих грузов с помощью системы траверзной передачи грузов в море.
Танкер может качать горючее одновременно 3 судам, идущим от него на расстоянии от 50 до 100 м, на борт или кильватерным способом.
Может применяться для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН).
Для этого на танкере есть аварийное боновое заграждение общей длиной 200-400 м.
Технические характеристики и гл. размерения:
- длина наибольшая - 130 м, ширина наибольшая - 21 м,
- осадка наибольшая - около 7 м,
- дедвейт при максимальной загрузке - около 9000 т,
- максимальная скорость хода - 16 узлов,
- автономность - 60 суток,
- экипаж - 24 человека,
- дальность плавания - 9000 морских миль,
- ледовый класс - Arc 4.
Головной танкер проекта 23130
Головной танкер проекта 23130 СМТН Академик Пашин строился и испытывался 6 лет.Отчасти эта задержка была связана с западными санкциями, поскольку импортными являются главная энергетическая установка (дизельные судовые двигатели Wartsila) и значительная часть вспомогательных механизмов судна.
Введен в состав Северного флота 21 января 2020 г.
Успешно выполняет в его составе поставленные задачи, причем не только военные:
- весной 2020 г. - в проливе Ла-Манш осуществил заправку краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) Академик Черский, следовавшего с Дальнего Востока в Балтийское море для участия в достройке магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Серия СМТН проекта 23130
Ранее сообщалось, что серия СМТН проекта 23130 будет включать головное и 5 серийных судов, из них:- Василий Никитин, 1й серийный танкер, спущен на воду, ожидаемый срок сдачи 2024 г., должен отправиться служить на Черноморский флот,
- Инженер-адмирал Котов, 2й серийный танкер, закладка произведена без огласки в 2022 г., срок сдачи ориентировочно 2028 г.
- Алексей Шеин, 3й серийный танкер, заложен на Невском ССЗ 22 марта 2023 г.
На серийных судах проекта 23130 планировалось произвести импортозамещение иностранных комплектующих, статус этих работ не раскрывается.
Wartsila отказалась поставлять двигатели в Россию после начала СВО РФ на Украине (см. за 6 октября 2023 г.) , неясна также ситуация с дизельной 1-вальной пропульсивной установкой и носовым подруливающим устройством.