Об этом сообщил председатель совета директоров ОСК, глава ВТБ А. Костин в интервью РБК в преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ), опубликованном 11 сентября 2023 г.
Проблемы ОСК
Напомним, что 10 августа 2023 г. президент РФ В. Путин поддержал передачу ВТБ в доверительное управление от государства 100% акций ОСК сроком на 5 лет.Перед ВТБ поставлена задача по выравниванию финансового состояния ОСК, выведение корпорации в прибыль, бесперебойное выполнение государственного оборонного и гражданских заказов, развитие производственных компетенций входящих в нее предприятий.
23 августа гендиректором ОСК назначен бывший первый зампред правления ВТБ А. Пучков, сменивший А. Рахманова.
ВТБ предстоит решить ряд серьезных проблем, стоящих перед ОСК, для чего в т.ч. потребуются дальнейшие кадровые решения.
Тезисы от А. Костина:
- сегодня у компании огромные финансовые проблемы, а это значит, что управление не было эффективным,
- это, наверное, одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство,
- проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание, особенно в зоне гражданского судостроения,
- у нас есть все возможности, есть внутренний спрос, просто ОСК с ним пока не справляется,
- практически все контракты убыточные, отрасль все время на подсосе государства,
- мы хотим это убрать,
- нам дали полгода на проведение анализа финансовой деятельности,
- у ОСК отсутствует единая реальная финансовая отчетность, что она не является достоверной,
- надо брать каждое предприятие и каждое судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности,
- масштаб проблем мы примерно понимаем, но а) не в полной мере и б) нам требуется документальное подтверждение,
- наш подход, который получил поддержку президента, - взять ответственность за всю эту отрасль, но государство должно капитализировать компанию, закрыв старые дыры, это не должно делаться за счет банка.
- в дальнейшем мы начнем привлекать инвестиции, искать деньги на развитие,
- за 5-7 лет в эту отрасль нужно вложить от 0,5 до 1 трлн руб.,
- уверен, что мы создадим эффективную систему, которая будет пользоваться поддержкой государства только на первом этапе,
- далее при правильной работе нужно выровнять ценовую политику и работать только на рыночных условиях,
- еще одна из больных тем для ОСК - это сроки строительства, технологии очень старые, придется перевооружать отрасль и строить по-другому,
- большая проблема в серийности: целесообразно строить серию, если в ней минимум 5 судов,
- никогда ни 1е, ни 2е судно не являются прибыльными, надо строить серийные суда, создавать современный флот.
- будут, большие (на вопрос о том, будут ли кадровые изменения в ОСК кроме ухода А. Рахманова).
Не продается!
Также А. Костин пояснил планы ВТБ в отношении Балтийского завода.В начале января 2023 г. стало известно о том, что 51% завода планирует выкупить корпорация Росатом, но о закрытии сделки и других деталях стороны не сообщали.
А. Костин сообщил, что ВТБ не будет продавать Балтийский завод.
Завод в настоящее время загружен, в основном, на производство судов ледового класса.
В целом планов по продаже активов ОСК у ВТБ на данный момент нет, хотя после нормализации ситуации в корпорации не исключена возможность IPO.