Москва, 28 июн - ИА Neftegaz.RU. Завершение строительства аварийно-спасательного судна ледового класса Icebreaker7 планируется в декабре 2025 г.
Об этом говорится в заключении Счетной палаты по результатам проверки Росморречфлота.
В соответствии с планом развития Северного морского пути (СМП) до 2035 г., предусмотрено строительство 16 судов аварийно-спасательного флота.
Для этих целей было заключено 8 государственных контрактов с объемом финансирования 46 455,8 млн руб.
При этом, в связи с введением санкционных ограничений на поставку иностранного оборудования подрядчиками строительства судов была заявлена необходимость замены ранее предусмотренного проектами иностранного оборудования, что требует внесения изменений в проектную документацию судов, а также поиск альтернативных поставщиков оборудования.
Из документа следует, что проводимая Росморречфлотом и генподрядчиками работа по перепроектированию судов вызывает необходимость переноса сроков строительства, в т.ч. срок завершения работ переносится с декабря 2024 г. на декабрь 2025 г.:
- 1 многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7;
- 1 многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт ледового класса Arc5;
- 1 многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт ледового класса Arc5;
- 5 многоцелевых морских буксира ледового класса Arc4.
Ледокол ледового класса Icebreaker-7 мощностью 18 МВт предназначен для круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна - проводки и буксировки крупнотоннажных судов, а также для перевозки грузов.
Кроме того, судно способно вести ледовую разведку и поисково-спасательные операции с применением беспилотного авиационного комплекса.
25 сентября 2019 г. был заключен госконтракт с компанией Пелла на строительство ледокола стоимостью 7,5 млрд руб. и сроком ввода в эксплуатацию в 2024 г.
В н.в. готовность ледокола составляет 0,1%.
Ведется дело о банкротстве субподрядной немецкой верфи Pella Sietas GmbH, осуществляющей строительство.
Работы не ведутся с июня 2021 г.
При этом затраты на реализацию проекта Icebreaker7 уже составили около 2,8 млрд руб.
В связи с возможным расторжением контракта по причине банкротства немецкой субподрядной верфи, счетная палата оценила риски ущерба государству в объеме 521,6 млн рублей
Нехватка бюджетных средств на строительство ледокола оценивается в 53,5 млн рублей.
Отмечается, что в связи с несвоевременным строительством (из-за перепроектирования и недостаточного объема финансирования) отсутствие необходимого количества судов для обеспечения морской безопасности препятствует организации мероприятий по увеличению грузопотока по Севморпути.
Объемы перевозки грузов по СМП последовательно росли:
- 9,7 млн т в 2017 г.;
- 22 млн т в 2018 г.;
- 31,5 млн т в 2019 г.;
- 33 млн т в 2020 г.;
- 34,85 млн т в 2021 г.;
- однако в 2022 г. показатель составил 34 млн т.
В 2030 г. грузооборот должен достичь 150 млн т/год, в 2035 г. - 220 млн т/год.
Ранее премьер-министр РФ М. Мишустин поручил Минфину обеспечить паритетное финансирование строительства 5го и 6го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а также многофункционального судна атомно-технологического обеспечения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП.
Отдельное поручение касалось строительства 4хнеатомных ледоколов для работы в акватории СМП.
Росатом, Минпромторг и Минфин должны представить в правительство РФ согласованные предложения по этому вопросу с учетом требуемых мер господдержки, обеспечивающих приемлемый тариф на ледокольные услуги для арктических проектов.