Москва, 22 июн - ИА Neftegaz.RU. Премьер-министр РФ М. Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути (СМП).
Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ.
Атомные ледоколы проекта 22220
М. Мишустин поручил Минфину обеспечить паритетное финансирование строительства 5го и 6го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а также многофункционального судна атомно-технологического обеспечения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП.
Кроме того, Минфин должен разработать механизм льготного досрочного (на период не менее 25 лет) кредитования строительства этих ледоколов по ставке не более 2% годовых.
В этой работе будут задействованы Минпромторг, Росатом и ВЭБ.РФ.
Отдельное поручение касается строительства 4х неатомных ледоколов для работы в акватории СМП.
Росатом, Минпромторг и Минфин должны представить в правительство РФ согласованные предложения по этому вопросу с учетом требуемых мер господдержки, обеспечивающих приемлемый тариф на ледокольные услуги для арктических проектов.
Сейчас в акватории Севморпути работают 3 универсальных атомных ледокола проекта 22220: Арктика, Сибирь и Урал.
Продолжается строительство 3го и 4го серийных ледоколов:
- Якутия (контрактный срок сдачи - декабрь 2024 г.);
- Чукотка (контрактный срок сдачи - декабрь 2026 г.).
Проектирование газовоза ледового класса
До 1 августа 2023 г. Минпромторгу и Росатому поручено направить в кабмин согласованную дорожную карту по проектированию российского газовоза ледового класса и головного судна с указанием сроков, стоимости, а также источников финансирования.
Работа должна быть проведена при участии ССК Звезда, НОВАТЭКа и Совкомфлота.
К этому же сроку Минпромторгу вместе с Минфином и ОСК предстоит подготовить предложения по источникам финансирования строительства эллинга на Северной верфи.
Специализированный комплекс необходим для строительства крупнотоннажного флота для СМП.
Тарифы
С учётом важности вопроса стоимости услуг по ледокольной проводке судов в акватории СМП М. Мишустин поручил подготовить согласованную концепцию формирования тарифов в этой сфере с 2028 г.:
- при необходимости она должна предусматривать меры господдержки по их субсидированию;
- разработкой концепции займётся Росатом при участии Минфина, ФАС, Минэкономразвития и Минвостокразвития;
- в правительство она должна быть внесена к 1 декабря 2024 г.
Инструмент субсидирования ледокольных проводок при выполнении летне-осенних рейсов судами неледового класса может быть задействован и в 2023–2024 гг. в случае ухудшения ледовых условий в акватории СМП.
Обеспечить такую возможность поручено Минфину, Минвостокразвития, Минтрансу и Росатому. Доклад о результатах в правительстве ждут уже к 1 июля.
А к 1 ноября Росатом, Минфин и Минтранс должны подготовить целый комплекс мер по обеспечению безопасности и экономической эффективности рейсов судами неледового класса для перенаправления отечественных грузов с Запада на Восток по Севморпути.
Кроме того, к 1 декабря в правительство должна быть представлена концепция развития транзитного потенциала СМП, разработкой которой занимаются Росатом, Минвостокразвития, Минтранс, Минэкономразвития и МИД, а также план развития морских портов за пределами СМП, обеспечивающий потребности подтверждённых грузоотправителями перспективных объёмов грузоперевозок по СМП.
За эту работу при участии регионов и заинтересованных инвесторов отвечают Минтранс и Росатом.
Северный морской путь
- кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком;
- протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км;
- при этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России;
- один из наиболее перспективных глобальных транспортных коридоров.
- в августе 2022 г. правительство по поручению президента РФ В. Путина подготовило и утвердило план развития СМП до 2035 г.;
- эксперты считают, что по мере развития СМП может частично стать альтернативой Суэцкому каналу, как более короткий маршрут между Европой в странами АТР;
- 15 июня 2023 г. глава Росатома А. Лихачев сообщил, что российские компании в 2024-2025 гг. будут перевозить по СМП порядка 80 млн т/год грузов, а к 2030 г. объем достигнет 100 млн т/год.
Автор: А. Гончаренко