ООН сообщила об этом 9 марта 2023 г.
Судно приобретено в рамках краудфандинговой кампании - Программы развития ООН (ПРООН, UNDP).
UNDP подписала соглашение с международной судоходной компанией EURONAV Luxemburg о предоставлении VLCC для выгрузки нефти из FSO Safer.
В настоящее время купленный танкер находится в сухом доке для модернизации и регулярного техобслуживания (ТО) перед отплытием на FSO Safer.
FSO стоит в море примерно в 9 км от йеменского п-ва Рас-Иса.
Название танкера и сумма сделки не называются.
Принадлежащий и эксплуатируемый Euronav флот насчитывает 41 нефтеналивных танкеров типоразмера VLCC.
Какой из них будет задействован для перекачки нефти из FSO Safer компания не уточнила.
Reuters считает, что танкер был продан ООН за 55 млн долл. США.
Ни одна компания мира не предоставила нефтеналивной танкер ни безвозмездно, ни в аренду, по большей части из-за политической ситуации в Йемене.
Дальнейшие планы:
- танкер VLCC прибудет к FSO в начале мая 2023 г.;
- операция по перекачке нефти также ожидается в мае;
- время перекачки нефти - 3-4 месяца, то есть до июля - августа 2023 г.
В марте 2022 г. план ООН поддержали обе стороны конфликта:
- правительственные силы, поддерживаемые коалицией во главе с Саудовской Аравией,
- повстанцы-хуситы из шиитского движения Ансар Алла, которые контролируют район, где пришвартован танкер, и национальную нефтяную компанию Sepoc, которой он принадлежит.
- перекачка нефти из FSO Safer - 1й этап;
- долгосрочное решение, которое включает установку двойного корпуса, привязанного к системе швартовных (штилевых) буев с цепной якорной опорой, - 2й этап.
По состоянию на 7 марта 2023 г. ООН привлекла 95 млн долл. США, из которых 75 млн долл. США были получены от правительств ряда стран, в т.ч. ЕС, Нидерландов, Саудовской Аравии.
Несмотря на то, что проект получил значительную международную поддержку, ООН запускает сбор дополнительного финансирования, ссылаясь на события, «связанные с войной на Украине», которые вызвали рост цен на рынке судов.
FSO Safer
- пришвартован у западного побережья Йемена более 30 лет;
- ранее это был главный нефтеэкспортный объект Йемена;
- дедвейт - 406,639 тыс. т;
- построено на японской верфи Hitachi Zosen Corporation в 1976 г.;
- 1988 г. - йеменская Safer Exploration and Production Operations Company (Sepoc):
- купила бывший японский нефтеналивной танкер.
- пришвартовала его в 9 км от побережья Красного моря в районе порта Рас-Исы, соединив его нефтепроводом с нефтяным месторождением Мариб в центральном Йемене;
- с 2015 г. FSO Safer не обслуживался должным образом, поскольку в Йемене разразилась война между правительственными силами, поддерживаемыми коалицией во главе с Саудовской Аравией, и повстанцами-хуситами.
Это может вызвать экологические и гуманитарные разрушения с далеко идущими последствиями.
На борту - 1,15 млн барр. нефти.
Стоимость ликвидации разлива нефти (ЛАРН) - может составить 20 млрд долл США.
Но даже после решения экологической проблемы с FSO на йеменской повестке останется вопрос распределения нефтегазовых доходов:
- правительство хочет поступления доходов от продажи нефти в Центральный банк в г. Адене с последующим распределением;
- хуситы требуют создания механизма продажи сырой нефти и хотят прямого поступление доходов от нефти в банки на юге и на севере Йемена.