Москва, 15 фев - ИА Neftegaz.RU. В Росатоме разрабатывают крупнотоннажный танкер-газовоз проекта 10070 для круглогодичной перевозки сжиженного газа по Северному морскому пути (СМП).
Об этом сообщает ТАСС директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам Атомэнергомаш (АЭМ, машиностроительный дивизион Росатома) В. Аптекарев.
- в дивизионе ведутся над газовозом проекта 10070М;
- по энергетике и движительно-рулевому комплексу газовоз будет использовать компоненты, производимые на российских предприятиях;
- ориентировочная стоимость - 21 млрд рублей;
- решение о разработке танкера-газовоза было принято на основе анализа мирового рынка танкеров для перевозки СПГ;
- исследование показало, что все существующие в мире проекты СПГ-газовозов являются иностранными;
- сейчас существует потребность в разработке российского проекта, в котором будет применяться разработанное в России комплектующее оборудование.
Основные характеристики и главные размерения газовоза проекта 10070
- длина - 305 м;
- ширина - 50 м;
- объем перевозимого СПГ - около 170 тыс. м3;
- максимальная скорость хода на чистой воде - 21,3 узла (при 100% мощности);
- танкер будет похож на термос;
- на судне подобных размерений впервые применят вкладные танки типа B;
- собирать танки будут отдельно, изолировать и устанавливать в корпус уже подготовленного судна;
- для минимизации потерь вместимости и оптимизации корпусных конструкций судна в производстве танков, было решено использовать композитные материалы;
- использование композитов позволяет:
- добиться необходимых физико-механических характеристик,
- облегчить всю конструкцию,
- уменьшить ее габариты.
Ледопроходимость
С целью увеличения ледопроходимости и расширения операционного окна самостоятельного плавания по СМП:
- пропульсивный комплекс, в т. ч. обводы судна, были оптимизированы,
- ледовый класс судна повышен с Arc7 до Arc8.
- самостоятельное плавание в сплоченных 1-летних и 2-летних арктических льдах при их толщине:
- до 2,1 м в зимне-весеннюю навигацию,
- до 3,1 м в летне-осеннюю;
- преодоление ледовых перемычек работой набегами;
- плавание в канале за ледоколом в 2-летних арктических льдах толщиной:
- до 3,4 м в зимне-весеннюю навигацию,
- без ограничений в многолетних льдах в летне-осеннюю навигацию.
Импортозамещение
Изначально, газовоз предполагалось сделать максимально импортозамещенным.
Импортные компоненты планировали использовать только для:
- системы пропульсии (пропульсивная система или установка):
- силовой комплекс судна, состоящий из нескольких основных частей:
- корпус судна,
- движитель,
- валовый привод;
- двигателя.
В модернизированном проекте 10070М может быть использован:
- парогазовый цикл с применением газовых котлов вкупе с паротурбиной установкой,
- аналогичной той, что сейчас устанавливают на серийные атомные ледоколы;
- это позволит увеличить степень локализации производства, т.к. стандартные для этого типа судов двухтопливные дизельные двигатели в России не производятся и в ближайшие 10-12 лет скорее всего производиться не будут;
- то же самое касается движительно-рулевого комплекса,
- для решения этой проблемы решили несколько изменить конструкцию, чтобы можно было установить комплекс российского производства.
- модернизированный газовоз практически полностью будет собран из российских компонентов;
- хотя, к сожалению, некоторые коммерческие характеристики могут снизиться при сравнении с изначальным проектом;
- однако, подчеркнул он, на сегодня другого варианта нет;
- двухтопливные дизель-генераторы в мире поставляют такие производители, как Wärtsilä и MAN, которые больше не осуществляют поставки в РФ;
- альтернатива в виде китайских лицензионных двигателей возможна, но нет гарантии, что Китай сможет производить их серийно.
Строительство газовоза
- о переходе к этапу строительства танкера можно будет говорить только после завершения проектирования и комплекса опытно-конструкторских работ;
- пока о конкретных сроках говорить рано;
- что касается верфи, на которой можно будет заложить судно таких размерений, речь может идти только о судостроительном комплексе Звезда,
- это единственная верфь крупнотоннажного судостроения в России, способная строить подобные суда;
- для начала необходимо, чтобы у судна появился формализованный заказчик:
- на сегодняшний день есть положительная реакция на проект крупного российского судовладельца,
- интерес проявили также некоторые нефтегазовые компании.
Автор: А. Гончаренко