Об этом сообщила WSJ.
Ставки фрахта
Согласно данным Baltic Exchange, стоимость фрахта СПГ-танкера на этой неделе поднялась до 450 тыс. долл. США/сутки.С начала 2022 г. она выросла в 6 раз.
Брокеры ожидают, что спотовые ставки аренды танкеров для транспортировки СПГ по основным маршрутам, в т.ч. из штата Техас в Северную Европу, в октябре достигнут 500 тыс. долл. США, поскольку спрос на них остается очень высоким.
Это само по себе невероятно, но лондонские брокеры Clarksons заявили в октябре:
- с приближением зимы ставки фрахта могут вырасти до 1 млн долл США/сутки!
- рынок должен начать нормализоваться ко 2 кв. 2023 г.;
- почему?
- температура начнет подниматься,
- новые танкеры - газовозы будут вводить в эксплуатацию.
Компенсирует ли это падение поставок сетевого газа из России - покажет время.
Причины роста ставок фрахта
По данным VesselsValue, в мире в настоящее время действует около 650 танкеров - газовозов, еще 285 танкеров - газовозов спустят на воду в ближайшие 3 года.Дефицит танкеров газовозов - это проблема, которая еще многое изменит.
Наблюдается также дефицит плавучих установок для регазификации и хранения СПГ (FSRU).
Большинство установок зафрахтованы на фоне энергетического кризиса в Европе: из имеющихся в мире 48 специальных судов, 42 зафрахтованы на неопределенный срок.
Ставки фрахта танкеров-газовозов начали расти еще в 2021 г., когда начался энергетический кризис.
Тогда стоимость фрахта менялась в интервале 30 - 300 тыс. долл. США.
Запад в 2021 г. категорически отказался от ввода в эксплуатацию МГП Северный поток-2, хотя это могло стабилизировать рынок природного газа.
В 2022 г. ставки фрахта ожидаемо бьют новые рекорды из-за изменения цепочек поставок энергоресурсов в результате российско-украинского конфликта.
Нынешний рост, очевидно, связан с дефицитом газа в Европе из-за подрыва МГП Северный поток 1 и Северный поток 2.
Нынешняя ситуация буквально спасает сланцевую индустрию США, которая уже работает на пределе, хотя еще 2 года назад была в стадии стагнации.
Впрочем, мощности сланцевых компаний в США не безграничны из-за особенности технологии добычи сланцевого газа (газа низкопроницаемых коллекторов):
- каждая сланцевая добывающая скважина обычно низкодебитная;
- нужно бурить много скважин,
- участки недр уже истыканы скважинами, как массажная щетка, и рост количества скважин не дает роста добычи газа.
При этом, около 70% от общего объема производства приходится на США.
По данным американских экспортеров, уже около 10% всего добываемого природного газа перерабатывается в СПГ по сравнению с 6% в 2007 г.
Но рост добычи природного газа в США - это очень большой вопрос.
Поэтому Европа может рассчитывать только на мировые новые проекты.
Это тоже стимулирует рост цен на природный газ и ставки фрахта.
Можно уверенно утверждать, что в ближайший год цены на газ и ставки фрахта не упадут.
США, Катар и Австралия - крупнейшие мировые экспортеры СПГ.
По данным трейдеров:
- около 30% всего СПГ продается на спотовом рынке;
- цена природного газа в Европе и Азию в среднем примерно в 6 раз выше, чем цена производства СПГ в США.
Дефицит СПГ - терминалов
Еще недавно регазификационных мощностей в Европе хватало с избытком.Но взрывной рост поставок СПГ сломал регазификационный паритет в ЕС.
Танкеры - газовозы по нескольку суток стоят у СПГ - терминалов в ожидании разгрузки, некоторые просто используются для хранения.