Об этом сообщил Ъ.
Из-за санкций компании вынуждены отказаться от использования топливной системы на сжиженном природном газе (СПГ).
На ледокол хотят установить российское оборудование:
- дизельные двигатели Трансмашхолдинга,
- конвенционные валовые линии вместо импортных винторулевых колонок (ВРК).
- в строительстве дизельных ледоколов необходимо переходить на 100% российское производство;
- есть достаточно большие ограничения: реальный дизель - только Д500 Коломенского завода Трансмашхолдинга (ТМХ);
- в России нет азиподных технологий (ВРК и системы Azipod шведско-швейцарской ABB, объявившей об уходе из России);
- компании начинают переговоры с производителями;
- все оборудование будет российского производства, поэтому вместо азиподов будут установлены конвенционные валовые линии;
- сейчас стороны работают над проектированием.
Переход на дизель в кораблестроении - это возврат к технологиями 80х годов 20го века.
Финская Wärtsilä уже давно делает надежные среднеоборотные 4 -тактные 2 -топливные дизельные судовые двигатели.
21 июля 2022 г. стало известно, что компания уходит из России.
Невозможно не заметить связь между этим событием и решением не строить в России 2- топливный ледокол.
Из-за западных санкций сделать топливную систему для СПГ в обозримом будущем невозможно.
Подобное будет происходит и происходит в других отраслях промышленности.
Судовой двигатель Д500 Коломенского завода Трансмашхолдинга (ТМХ)
- 4-тактный, комбинированный двигатель внутреннего сгорания размерностью 26,5/31 V-образный 12-ти, 16-ти, 20-ти цилиндрового исполнения;
- газотурбинный наддув и охлаждение наддувочного воздуха;
- Д500 спроектирован для АЭС и тепловозов и его еще нужно адаптировать под ледокол;
- обеспечивает установленные IMO от 2008 г. нормы по ограничению выбросов NO (приложение VI Марпол 73/78) и может эксплуатироваться в любой климатической зоне;
- Конструктивные особенности:
- модульная конструкция,
- рядом стоящие шатуны,
- поршни с несимметричным овально-бочкообразным профилем,
- автоматический самоочищающийся фильтр,
- максимальное давление впрыска 1800 бар,
- электронная система топливоподачи,
- электронная система перепуска воздуха и газов,
- неохлаждаемые выпускные коллекторы,
- регистровая система наддува,
- турбокомпрессоры с повышенным КПД,
- при необходимости возможно исполнение с 2 - ступенчатой системой турбонаддува и циклом Миллера.
Валовая линия валопровода - прямая, соединяющая центры выходного фланца двигателя (редуктора) и диска гребного винта.
Ее положение на судне зависит от расположения движителя относительно корпуса судна и местонахождения двигателя.
Валовая линия: Ее положение на судне зависит от расположения движителя относительно корпуса судна и местонахождения двигателя.
- нет передачи крутящего момента под углом - это хорошо,
- но условия работы винта менее оптимальные, винт толкающий, вектор под углом, перо сопротивление дает,
- оборудование больше: носовая и кормовая подрульки, редуктор, упорный подшипник, вал, дейдвуд, винт;
- винт стоит в потоке, насадка тянущее усилие создает, винт тянущий, условия работы винта в насадке более оптимальные - это хорошо,
- но 2 передачи момента под прямым углом - это не очень хорошо, да и опора имеет большее сопротивление.
Это критически важно для судов - трубоукладчиков, например, для КМТУС Академик Черский
Для ледоколов ВРК не является критически важной технологией маневрирования.
История
На ВЭФ в сентябре 2021 г. Норильский никель, Росатом и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) - дочка Роснефти подписали соглашение о намерениях по проектированию и строительству 2- топливного ледокол, работающего на дизельном топливе и СПГ.
Новый ледокол должен:
- обеспечивать ледовую проводку судов, перевозящих грузы Норникеля в районе полуострова Таймыр, а также по СМП;
- заменить ледокол типа Таймыр, который будет выведен из эксплуатации в
2027 - 2029 гг; - обеспечить компетенции в создании собственного производства СПГ-ледоколов;
- высокие экологические характеристики должна была обеспечить силовая установка, работающая на дизельном и на газомоторном топливе (ГМТ).