У финской судостроительной верфи Helsinki Shipyard Oy (бывш. Arctech Helsinki Shipyard) есть владелец - кипрская Algador Holdings, бенефициары - известные в судостроении граждане Р. Багаутдинов и В. Касьяненко.
Согласно сообщению пресс-службы, подписанием договора на поставку главных двигателей и пропульсивного оборудования судоверфь завершила контракты на закупку основного оборудования, заключенные по концепции ледокола, разработанной Aker Arctic в 2021 г.
Также завершены модельные испытания во льдах и открытой воде.
Особенности ледокола для Норильского никеля
Судовое топливо - экологичный сжиженный природный газ (СПГ), удовлетворяющий новым требованиям Marpol.Район эксплуатации: в бассейне реки Енисей, Енисейском заливе и Карском море.
Портом приписки ледокола будет Мурманск.
Ледокол будет обеспечивать ледокольную проводку на реке Енисей к морскому порту Дудинка как для собственного флота Норникеля, так и для его партнеров:
- для арктических экспрессов ледового класса Arc7 :
- нефтеналивного танкера Енисей,
- бескрановых судов Мончегорск и Заполярный и др;
- для дополнительно задействованного флота грузовых судов класса Arc5 дедвейтом до 20 тыс. т.
Проектные работы ведутся в соответствии с запланированным графиком:
- успешно прошли испытания модели во льдах,
- завершены контракты на закупку основного оборудования для машин и двигателей,
- строительные работы начнутся в 2022 г.,
- судно будет передано заказчику в зимнюю навигацию 2025 г.
- получение нового ледокола к концу 2024 г. очень важно, тк это позволит обеспечить дополнительные транспортные мощности для реализации стратегических инвестиционных проектов;
- судно станет 1м ледоколом на СПГ, эксплуатируемом на Северном морском пути (СМП).
- будет иметь интегрированную 2-топливную дизель-электрическую установку, которая может использовать в качестве топлива как СПГ, так и дизельное топливо с низким содержанием серы с хорошей энергоэффективностью и низким уровнем выбросов;
- будет построено на 8й класс Российского морского регистра (РМ);
- будет способно преодолевать заснеженный лед толщиной 2 м при работе либо впереди, либо за кормой;
- предусмотрены средства для перевозки грузов и поддержки вертолетных операций.
Новый ледокол станет самым большим и мощным дизель-электрическим ледоколом, когда-либо построенным в Финляндии.
1м в мире СПГ-ледоколом является Polaris, построенный в 2016 г. на той же финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащей тогда еще Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Любопытно, что и ледокол - старичок Дудинка 1970 г. постройки, используемый ныне Норникелем для ледовой проводки, тоже построен на этой же судоверфи.
В Заполярном транспортном филиале Норникеля принята масштабная программа технического перевооружения порта, которая, помимо закупки техники и оборудования, предусматривает дополнительное расширение инфраструктуры.
В ее реализацию планируется инвестировать до 14 млрд руб., в тч
- 8 млрд руб. на строительство 2 морских и 2 речных причалов,
- 3,5 млрд руб. на приобретение 5 кранов и прочей перегрузочной техники,
- 3 млрд руб. на развитие складской и бытовой инфраструктуры.
Логистические возможности Норникеля также откроют транспортный коридор для круглогодичной доставки грузов проекта Восток Ойл.
Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано в 2021 г. на Петербургском международном экономическом форуме.