USD 90.9345

-0.18

EUR 100.7958

+0.41

Brent 71.61

-0.45

Природный газ 2.294

-0

5 мин
...

Росатом намерен взять администрирование СМП на себя

Росатом на совещании у 1 - го вице-премьера А. Белоусова предложил вновь обсудить распределение полномочий по СМП в феврале-марте 2022 г.

Росатом намерен взять администрирование СМП на себя

Источник: Пресс-служба Росатомфлот

Москва, 18 янв - ИА Neftegaz.RU. 20 судов оказались заблокированными во льдах на Северном морском пути (СМП) в конце 2021 г. из-за несогласованности действий, заявил журналистам глава Росатома А. Лихачев.

В связи с чем, А. Лихачев считает, что администрирование СМП должно стать централизованным и перейти к Росатому.

Тезисы А. Лихачева:
  • При распределении полномочий по управлению навигацией на СМП в 2018 г. часть их осталась у Минтранса, в частности Администрация СМП, которая выдает разрешения на проход судов.
  • Как оказалось, контроль был недостаточным.
  • На СМП нужно работать в «одно окно» и в любое время понимать местонахождение судов.
  • Нужно точно понимать,
    • насколько каждое судно достоверно по техническим ледовым характеристикам,
    • в любое время дня и ночи в режиме реального времени его местонахождение и планы, и проблемы, если они есть.
Также топ-менеджер на совещании у 1го вице-премьера А. Белоусова предложил вновь обсудить распределение полномочий по СМП в феврале-марте 2022 г.
Аргументируя свое предложение наличием штаба морских операций в Мурманске.

А. Лихачев подчеркнул, что только глава нашей дирекции СМП В. Рукша во время певекского кризиса смог объяснить, где какое судно находится и как его вытаскивать.

Напомним, 10 ноября 2021 г. на совещании с правительством В. Путин обратил внимание на проблемы с вывозом грузов на Дальнем Востоке на фоне глобального логистического кризиса.
Он потребовал от главы Минтранса В. Савельева как можно быстрее стабилизировать поставку товаров.
В. Савельев пообещал принять меры в течение 2 недель.
Неизвестно какими способами В. Савельев регулировал работу пути, но известно, что они его подвели.

На СМП случился затор: караван судов с северным завозом был отправлен без ледокольного сопровождения, и они был заблокированы в тяжелых ледовых условиях.
Обвинили во всем Росгидромет, мол,
  • прогноз дали неверный,
  • лед встал на 2 недели раньше.
Анализ ледовой обстановки (публикует Администрация СМП) за 22-24 ноября говорит о том, что толщина молодого льда составляла всего 10-30 см, что соответствует многолетнему прогнозу.
Советник ЦС ВОИР, капитан дальнего плаванья Ю. Чашков утверждает, что толщина льда увеличивается на 1-1,5см/сутки.
Т.е. к концу декабря должна быть она должна достигать 0,7 м, говорит эксперт.
Что подтверждает карта ледовой остановки в Восточно-Сибирского моря за 30-31 декабря - преобладает однолетний тонкий лед (до 0,7м) и неподвижный припай в районе п. Певек такой же толщины, - все согласно прогнозам.

Есть одно но.
Ю. Чашков утверждает, что даже при такой толщине льдин в забитом обломками канале ледокол Арктика может провести, например, теплоход Юрий Аршеневский ледового класса АРК7 только на «усах», ледокол Капитан Драницын также на «усах» провел теплоход Инженер Трубин.
«На усах» - значит на жесткой сцепке, в выемку в корме ледокола заводят «нос» (форштевень) проводимого судна, расклепывают на нем якорь-цепи и этими цепями плотно прижимают к ледоколу.
Такая проводка осуществляется когда след чистой воды за ледоколом быстро затягивается ледяными торосами и проводимое судно не может пройти.
О чем это говорит?
Скорее всего о том, что погода в певекском кризисе не виновата, Росгидромет не виноват.
Если для каждого судна на СМП проводка возможна только на «усах», есть вопросы к количеству ледоколов и техническим возможностям.

А. Лихачев солидарен: он неоднократно заявлял о нехватке ледоколов для вывоза всех заявленных грузов.
Госкорпорации нужно еще 6 ледоколов дополнительно
  • 2 атомных серии 22220 мощностью 60 МВт,
  • четыре — на СПГ мощностью 40 МВт.
На момент образования затора в акватории СМП у госкорпорации работали только 3 ледокола — Ямал, Таймыр и Вайгач.
А. Лихачев говорит, что Росатом не предупредили, что Администрация СМП дала разрешение на проход целого каравана судов.
Чтобы оперативно вызволить арктических пленников, Росатом спешно призвал всех у кого есть ледоколы на подмогу.
  • Норникель вопреки контрактным обязательствам пожертвовал единственный ледокол.
  • Также были договоренности с НОВАТЭКом, и другими инвесторами, которым тоже нужно было выполнять свои контракты, отметил А. Лихачев.
  • Росатом завершил операцию по выводу каравана судов 7 декабря.
За работу в неимоверно тяжелых условиях А. Лихачев пообещал представить к государственной награде экипаж ледокола Вайгач и капитана М. Гончаренко.
В ходе операции атомоход Вайгач осуществил беспрецедентную проводку каравана из 8 судов.
Сложность операции, отметил А. Лихачев, заключалась как в длине каравана, так и в том, что все теплоходы были разного технического состояния и ледовой проходимости.
  • Под проводкой атомного ледокола караван судов проследовал через акваторию СМП с востока на запад.
  • Это случилось впервые в истории арктического судоходства в это время года.
  • Были пройдены самые трудные участки: проливы Вилькицкого и Матисена.

Кто управляет СМП?

Росатом с 2018 г. является лишь инфраструктурным оператором Северного морского пути.
Годом ранее на тот момент председателем правительства Д. Медведев предложил назначить Росатом единым оператором СМП, эту идею поддержал президент РФ В. Путин.
Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику СМП.
Но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий, и между госструктурами какое-то время шла борьба за управление СМП.
В результате Минтрансу удалось сохранить за собой право выдачи разрешений на проход судов по СМП, на которое претендовал Росатом.
А атомной монополии отошли функции по развитию инфраструктуры на этом маршруте.

О централизованном управлении говорил и Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков.
В конце 2021 г. он заявлял, что создание единого управления СМП может повысить эффективность использования судоходной магистрали.
На базе такой единой структуры, по его мнению, могло бы
  • осуществляться прогнозирование погодных, навигационных, ледовых условий,
  • проводиться анализ, в тч с применением космических данных, современных средств прогнозирования, нейронных сетей, больших данных,
  • анализироваться оперативная обстановка,
  • планироваться работа судов ледокольной проводки, береговое обеспечение.

Росатом и СМП

Амбиции Росатома по «захвату власти» на СМП растут, тк госкорпорация рассчитывает, что Северный морской путь к 2035 г. все же станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал за счет скорости доставки грузов.

По данным Росатома, транзит через СМП из Европы в Азию
  • экономит до 19 дней пути,
  • на 20–25% дешевле, чем текущие евроазиатские ставки фрахта.
К 2024 г. грузопоток по этой магистрали должен вырасти более чем в 2 раза, до 80 млн т/год, согласно майскому указу В. Путина от 2018 г.
В 2021 году грузопоток составил 34,85 млн т.

Увеличить его планируется за счет проектов
  • НОВАТЭКа по производству сжиженного природного газа (СПГ),
  • Востокугля Р. Троценко,
  • ВостокОйл Роснефти.
А к 2030 г. оборот грузов по СМП может увеличиться до 110 млн т, предположил заместитель гендиректора Росатома В. Рукша.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram