Москва, 3 дек - ИА Neftegaz.RU. Атомный ледокол Сибирь проекта 22220, согласно графику, должен выйти в Карское море в 1й декаде января 2022 г.
Процедура передачи судна заказчику планово должна пройти 15 декабря 2021 г., рассказал журналистам глава Дирекции Северного морского пути (СМП), заместитель генерального директора госкорпорации Росатом В. Рукша.
Хронология строительства Ледокола Сибирь
Церемония закладки - 26 мая 2015 г., спуск на воду - 22 сентября 2017 г.Крестная мать атомного ледокола Сибирь - тогда председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова.
Плановый срок ввода в эксплуатацию - 2019 г., но по решению президента РФ его сдвинули на 2 года - на август 2021 г.
Завершение программы заводских ходовых испытаний -30 ноября 2021 г.
Сибирь провела в акватории Финского залива более 2 недель.
В реальных морских условиях протестированы скоростные и маневренные характеристики ледокола, проверена работа общесудовых систем, систем автоматики, связи и навигации.
В. Рукша сообщил:
- в результате ходовых испытаний ледокола были выявлены дефекты;
- дополнительные ходовые испытания по графику начнутся 10 декабря и продлятся по программе 3-5 суток.
- выявленный дефект Балтийский завод успеет исправить за 8-10 суток,
- в случае успешного завершения, 15 декабря начнется оформление документов.
Атомный ледокол Сибирь
Атомный ледокол Сибирь – 2 из 5 серийных судов проекта 22220, строящееся на Балтийском заводе.Технический проект атомохода разработан ЦКБ Айсберг в 2009 г при участии Крыловского государственного научного центра.
Проектирование ядерной установки - ОКБМ им Африкантова, изготовление - ЗиО-Подольск.
Разработка, изготовление и испытания турбогенераторов - Кировский завод.
Разработка и изготовление 3х асинхронных гребных электродвигателя для привода гребных винтов, 2х главных генератора с приводом от паровой турбины с комплектом системы управления возбуждением, а также электропривод для противообледенительного устройства, двигатели для компрессора и для привода различных насосов - Электротехнический концерн Русэлпром.
Судовая трубопроводная арматура - Армалит.
Особенностью ледоколов проекта 22220 является использование переменной осадки при помощи балластных цистерн.2-осадочные корабли могут работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах рек, преодолевая лед толщиной до 3 м без потери хода.
Основные характеристики и главные размерения:
- длина – 173,3 м,
- ширина – 34 м,
- осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м,
- водоизмещение - 33,54 тыс. т,
- двигатели – 2 ядерных реактора РИТМ-200 по 175 МВт,
- мощность – 60 МВт на валах,
- движитель – 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями,
- скорость хода
- по чистой воде – 22 узла
- по льду 1,5 м – 12 узлов,
- по льду 2,8 – 2 узла,
- автономность
- 7 лет (перезагрузка топлива),
- 6 мес. (запас провизии).
Скандалы, интриги, расследования
Скоро наступит 5-летний рубеж, как длится судебная тяжба между Балтийским заводом и Киров-Энергомашем, который поставляет запчасти для атомных ледоколов.КЭМ давно заполучил дурную славу ненадежного поставщика и некачественного исполнителя.
Полемика между заводами насчитывает 7 судебных процессов, 5 из которых пока не завершены.
Общая сумма претензий 1,7 млрд руб., но не все иски содержат финансовые требования.
В марте 2021 г. питерский арбитраж взыскал с Киров-Энергомаша 76 млн руб. за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода Урал.
В июле Киров-Энергомаш окончательно проиграл процесс, где пытался взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд руб. за испытательный стенд, который пришлось строить в Петербурге из-за пропавшей возможности использовать украинский.
А в середине сентября 2021 г. Киров-Энергомаш заставил судостроителей отсрочить поставку силовых установок для Сибири и Урала - но это решение не вступило пока в законную силу.
Круглогодичная навигация по СМП
Россия — единственная страна в мире, которая имеет атомный ледокольный флот.Основа российского атомного ледокольного флота России — суда типа Арктика.
За все время построили 6 таких ледоколов, из которых 2 — Ямал и 50 лет Победы вызволяют суда, застрявшие во льду.
В перспективе Россия хочет ввести в эксплуатацию принципиально новые типы ледоколов.
Атомфлот заказал Балтийскому заводу 5 атомных ледоколов серии 22220 - на сегодняшний день это самые мощные в мире ледоколы, стоимость каждого составляет примерно 50 млрд руб.
Головной атомный ледокол проекта 22220, Арктика, был передан Росатому в октябре 2020 г.
Сейчас на Балтийском заводе сооружаются атомоходы Урал, Якутия и Чукотка.
Атомные ледоколы, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по СМП - основная продукция Балтийского завода.
Как отметил В. Рукша, следующий ледокол Якутия, согласно планам, должен быть готов в декабре 2024 г., однако из-за возможных задержек с поставками турбин, сроки реализации могут сдвинуться.
Еще один ледокол, Чукотка, рассчитывают запустить в эксплуатацию в декабре 2026 г.
Топ-менеджер считает что, для организации регулярной круглогодичной навигации по СМП необходимо построить еще 2 ледокола ЛК-60.
По его словам, задачи, которые стоят на 2030 г. пока не реализовать, те стабильной круглогодичной навигации не получится, максимум 10-месячная.
Тезисы:
- Россия для обеспечения регулярной работы СМП к 2030 г. должна иметь в эксплуатации 12-14 ледоколов;
- из 4 действующих ледоколов 3 ледокола, Таймыр, Вайгач и Ямал, будут скоро выведены из эксплуатации в связи с их возрастом, где-то в районе 32-35 лет;
- на рубеже 2030 г. у нас должно быть как минимум 7 атомных ледоколов.
Строительство 1 атомного ледокола, как отметил В. Рукша, занимает около 2-3 лет.
Одним из путей ускорения в создании большого ледокольного флота может стать строительство ледоколов, которые бы работали на сжиженном природном газе (СПГ).
Перспективным проектом, по оценке заместителя гендиректора Росатома, является спроектированный совместно с финской инжиниринговой компанией 2-топливный ледокол Aker ARC 123 мощностью 55 МВт, работающий на СПГ и дизельном топливе.