Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна предприняла 2ю за 2 дня попытку завести нитку МГП Северный поток-2 и возобновить строительство.
Но в целом состояние Фортуны начинает беспокоить, учитывая начавшиеся в июле ошибки в трубоукладке и приход в район строительства мощного судна обеспечения (СО) Марлин, имеющего внушительный опыт работы на сложных шельфовых проектах.
Практически весь флот достройки МГП Северный поток-2 сконцентрирован вокруг Фортуны.
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский остается в резерве в ИЭЗ Германии.
Об этом свидетельствуют данные MarineTraffic, VesselFinder, MyShipTracking.
Фортуна, район строительства Line A (1я нитка, 2я по степени готовности) в ИЭЗ Дании
Предпринятая 2 августа 2021 г. ТУБ Фортуна попытка возобновить строительство МГП Северный поток-2 оказалась неудачной:- попыталась поднять конец плети 1й нитки со дна и завести ее борт;
- затем баржа вновь сошла с трассы и встала;
- утром 3 августа 2021 г. - вернулась на трассу и повторила попытку возобновить строительство, которая похоже оказалась не слишком успешной.
Погода в районе к югу от о. Борнхольм в период с 30 июля по 1 августа препятствовала строительству, причем затормозить вынужден был и трубоукладчик Castorone итальянской Saipem, строящий МГП Baltic Pipe в 13 км юго-восточнее Фортуны.
Сейчас погода улучшилась - скорость ветра на данный момент составляет 14 узлов (4 балла по шкале Бофорта).
Castorone успешно вернулся к работам уже утром 1 августа, а Фортуна, остановившаяся 29 июля, по-прежнему не может приступить к строительству, хотя ранее в подобных условиях Фортуна нормально работала.
Аналогичные перерывы в работе баржи наблюдались:
- 30 июня - 1 июля,
- 18-19 июля,
- нынешняя пауза, продолжающаяся уже 5 дней.
Поэтому, такие ошибки не совсем очевидны.
Практически безостановочная работы Фортуны в течение 8 месяцев, возможно, привели к техническим проблемам у трубоукладочной баржи.
А приход в район строительства СО Марлин усиливает беспокойство.
Судно с большим опытом сложных работ
СО Марлин пришло в район строительства МГП Северный поток-2 из порта Росток на севере Германии вечером 2 августа 2021 г.На данный момент судно находится в 8 км восточнее Фортуны и в 5 км западнее от точки перехода МГП Baltic Pipe через МГП Северный поток-2, который Castorone построил также вечером 2 августа.
Однако непосредственно к точке пересечения газопроводов Марлин не приближался, поэтому изучение уложенного перехода вряд ли входит в число первоочередных задач судна.
Не подходил Марлин и к Фортуне, сосредоточившись на участке, который Фортуна уложила до остановки 18 июля и после возобновления работ.
Вероятно, Марлину предстоит выяснить качество сварки и трубоукладки, на основании которых будут делаться дальнейшие выводы о ходе работ.
Марлин - очень непростое судно, имеющее богатый арсенал монтажного, а также исследовательского оборудования и участвовавшее в сложных проектах на шельфе:
- построено в 2008 г. на верфи Ulstein Verft в Норвегии;
- до марта 2021 г. ходило под флагом Норвегии под именем Olympic Intervention IV;
- Владельцем - оператором судна являлась норвежская компания Olympic Shipping AS.
- установка подводного оборудования,
- проведение инспекций, технического обслуживания,
- проведение ремонтных работ в глубоководных скважинах в т.ч. в арктических водах.
- длина 95 м, ширина 20,5 м,
- осадка 7 м,
- дедвейт 3782 т,
- скорость 15,3 узлов,
- дизель-электрическая силовая установка,
- азимутальные главные двигатели,
- система динамического позиционирования DP класса IMO II,
- морской кран с компенсацией вертикальной качки грузоподъемностью 150 т,
- 2 дистанционно управляемых подводных аппаратов ROV LARS 4000.
- было зафрахтовано компанией Oceaneering и работало по контракту с Shell на проекте Perdido в американском секторе Мексиканского залива, ведя работы в сверхглубоких водах;
- ноябрь 2020 г. - было продано Nassau Marine 1 Holdings, а название судна было изменено на Josh CB, коммерческим оператором указывалась Blue Marine of South Korea;
- март 2021 г.:
- судовладельцем стала Transadria Ltd,
- оператором - Progressive Marine Technology,
- судно получило имя Марлин, перешло под российский флаг, а портом приписки стал Холмск (о. Сахалин).
Южно-Киринское месторождение проекта:
- находится под санкциями США,
- станет 1м месторождением в России, осваиваемым с помощью отечественных подводных добычных комплексов (ПДК),
- первый пуск газа намечен на 2023 г.
- проект идет по графику,
- сроки ввода месторождения не пересматривались,
- на месторождении требуются суда, способные выполнять сложные шельфовые операции, как и является Olympic Intervention IV/Марлин.
Вспомогательные суда в районе строительства
Рядом с Фортуной собралось большинство судов флота достройки МГП Северный поток-2.В случае возобновления работ якорезаводчиками у Фортуны будут выступать СО Катунь, Венгери и Умка, судном наблюдателем - судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
Расстановка работающих с Фортуной судов была похожа на нормальную рабочую обстановку, однако затем Балтийский исследователь, вставший позади Фортуны, обошел баржу и прошел немного западнее района строительства.
Это позволяет предположить, что новая попытка возобновления строительства все-таки оказалась не слишком успешной.
Рядом с Фортуной также находятся 2 многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) Владислав Стрижов и Юрий Топчев, обычно обеспечивающих доставку труб на Фортуну с логистического терминала проекта в порту Мукран.
Юрий Топчев так и оставался с Фортуной, а Владислав Стрижов пришел из порта Мукран.
Из порта Росток к Фортуне 3 августа прибыло СО Сивуч, ранее работавшее якорезаводчиком с Черским.
Контроль охранной зоны Фортуны с юга обеспечивает СО Капитан Беклемишев, а с запада и востока баржу охраняют рыболовецкие суда Bleibtreu и SAS 295 Bluewal под флагом ФРГ, подошедшие 3 августа 2021 г.
Другие локации
КМТУС Академик Черский остается в режиме ожидания в ИЭЗ Германии в 35 км на северо-восток от построенного им отрезка газопровода, немного западнее морского ветропарка Аркона.Рядом с Черским остается СО Оссой, вместе с Сивучем работавший якорезаводчиком у Черского в период строительства 2,6-километрового отрезка 1й нитки в ИЭЗ Германии.
3й якорезаводчик Черского - СО Вени - с 28 июля 2021 г. остается в порту Калининград.
Бывшее судно-наблюдатель Черского - многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман - ушло с якорной стоянки порта Росток на восток, пункт назначения не конкретизирован и указан как «шельф».
Суда обеспечения (СО) Иван Сидоренко и Остап Шеремета, выполняющие транспортную функцию, в т.ч. по доставке труб, разошлись в разные стороны.
Иван Сидоренко ушел от Черского и 3 августа прибыл в порт Калининград.
Остап Шеремета от Фортуны ушел на запад, в порт Росток.
СО Artemis Offshore, судно-курьер проекта, завершает традиционный рейс между портом Росток, обоими трубоукладчиками и портом Калининград.
Большинство опрошенных читателей Neftegaz.RU считают наиболее вероятным сроком завершения строительства15 сентября 2021 г. Голосуйте и Вы!