Концептуальное проектирование судна по заказу Атомэнергомаша ведет Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ).
О ходе проекта изданию «Страна Росатом» сообщил директор департамента развития судостроения СПбГМТУ Ф. Шамрай.
Проект предусматривает создание российского газовоза с полным импортозамещением грузосодержащей системы (ГСС) и части других судовых систем.
СПбГМТУ планирует создать универсальную платформу - базовый корпус судна с основными судовыми системами, которые могут быть адаптированы под различные грузы и задачи.
На базе разрабатываемой платформы можно будет создавать арктические танкеры, химовозы, балкеры.
Вкладные танки обеспечат унификацию судовых конструкций и позволят быстрее строить суда для работы в Арктике.
Также СПбГМТУ проведет технико-экономическое сравнение российского концепта с судами типа Ямалмакс, в которых в части ГСС используется технология французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT).
На российском танкере-газовозе будет установлено 4 емкости для транспортировки 176 тыс. м3 СПГ при температуре -165оC.
Объем каждой емкости составит 44 тыс. м3, их проектированием занимается СПбГМТУ, к работе привлечены инжиниринговые компании Тесис и Регент Балтика, институт Сколтех, Umatex.
Силовой конструктив емкости может быть стальным, алюминиевым или композитным, выбор в пользу конкретного материала будет определять экономический эффект.
Разрабатываемая емкость и применяемые решения будут востребованы не только для судов, но и при строительстве наземной инфраструктуры СПГ.
По стоимости российский проект танкера-газовоза должен быть дешевле зарубежных, как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации.
Для сравнения: стоимость газовоза, построенного по зарубежному проекту на зарубежных верфях, составляет более 300 млн долл. США.
Снижение стоимости перевозок будет достигаться и за счет уменьшения потерь газа за счет сокращения объемов отпарного газа, образующегося при транспортировке, благодаря повышению качества теплоизоляции.
Научно-исследовательскую часть работ планируется выполнить в 2021 г., опытно-конструкторские работы - в 2022 г., проектирование - в 2023 г.
Это позволит начать строительство российских танкеров-газовозов в 2024 г.
Полученный опыт позволит СПбГМТУ в перспективе заняться проектированием систем для крупнотоннажного хранения и морской перевозки водорода.
Между тем японская Kawasaki уже построила первый в мире LH2-танкер Suiso Frontier, предназначенный для перевозки сжиженного водорода.
Автор: Е. Алифирова