Москва, 27 апр - ИА Neftegaz.RU. Ожидаемое в течение 2021 г. вступление в проект по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) Академик Черский наконец-то случилось.
И число уверенных в этом постоянно растет.
Однако ускорения работ по строительству МГП Северный поток-2 пока ожидать рано - трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна пока так и не приступила к строительству одного из самых технически сложных морских участков в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании - пересечения действующего МГП Северный поток.
Флот достройки МГП Северный поток-2 за 7 дней существенно усилился за счет сразу 3 судов - многофункционального аварийно-спасательного судна (МАСС) Бахтемир, буксира Капитан Беклемишев и судна обеспечения (СО) Сивуч.
Зачем?
Вот что в апреле поведал Коммерсанту руководитель Морспасслужбы А. Хаустов:
- наши задачи многовекторны: от охраны района укладки трубопровода до проведения работ с телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА).
Эти мощные 80-метровые суда обеспечения, действительно, смогут защитить суда - трубоукладчики от провокаций ВМС Польши.
На данный момент, по данным MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking, суда проекта МГП Северный поток-2 сосредоточены в 3 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм, район строительства 1й нитки,
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм, район строительства 2й нитки ,
- порт Мукран в Германии, где расположен логистический терминал.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм. 1я нитка
Компания Nord Stream 2 - оператор проекта МГП Северный поток-2, 27 апреля 2021 г. сообщила, что Черский после успешного прохождения морских испытаний бодро начал укладку 1й нитки газопровода в ИЭЗ Дании.
После модернизации его скорость почти сравнялась со скоростью Фортуны, то есть в среднем Черский будет укладывать не менее 1- 1,5 км/сутки ТБД.
Начала работ ждали почти 1 год:
- Черский прибыл после захватывающей Одиссеи в Балтийское море в начале мая 2020 г.
- судно проходило модернизацию в портах Мукран и Висмар в Германии,
- длительные ходовые и предэксплуатационные испытания в районе Куршской косы к северу от Калининграда.
Существенно меньшие глубины в районе Калининграда потребовали от Черского нескольких выходов в глубоководный район к югу от о. Борнхольм, но затем судно возвращалось к российским берегам.
Хронология Черского:
- 31 марта 2021 г. - прибыл в ИЭЗ Дании для подготовки к строительству,
- почти 1 месяц - проверял работу систем и оборудования в условиях глубоководья.
- 20 апреля 2021 г. - вышел на точку начала работ:
- где из-за санкций США в декабре 2019 г. остановился строивший 1ю нитку МГП Северный поток-2 трубоукладчик Solitaire компании Allseas,
- которая указана в уведомлении Датского морского агентства (DMA) для мореплавателей о строительстве МГП Северный поток-2 как начальная точка.
- затем в Балтийском море случился очередной весенний шторм, из-за чего Черский сместился немного на восток и дожидался улучшения погоды.
- утром 27 апреля 2021 г. - вернулся к точке возобновления строительства и начал движение вдоль трассы МГП Северный поток-2.
Рядом с КМТУС Академик Черский находятся 6 вспомогательных судов, которые будут помогать трубоукладчику в ходе работ, включая 2 новых судна проекта:
- СО Катунь и Иван Сидоренко,
- многофункциональные буксиры-якорезаводчики Финвал и Сивуч,
- МАСС Мурман и Бахтемир.
МАСС Бахтемир проекта MPSV-12 прибыл к Черскому 24 апреля 2021 г. из Калининграда.
Основные технические характеристики и размерения:
- длина - 79,85 м, ширина - 16,8 м;
- осадка по грузовую линию (наибольшая) - 4,5 м, осадка по КВЛ 3,2 м;
- дедвейт - 1,82 тыс. т;
- максимальная скорость хода - 14 узлов, экономичная - 11 узлов;
- система динамического позиционирования - DP-2;
- ледовый класс - Arc 5.
- построено в 2017 г. в России;
- имеет необходимое оборудования для ведения буксировочных, спасательных, поисковых в т.ч. подводных работ, и пр;
- на судне размещается телеуправляемый необитаемый глубоководный аппарат (МСС-3000 легкого рабочего класса) с рабочей глубиной погружения 3000 м.
Это многофункциональное судно проекта UT-722, способное работать как буксир, якорезаводчик, судно обеспечения и нефтесборное судно.
По родственным проектам построены еще 2 судна, работающие на Северном потоке-2, - Умка (проект UT722A) и Финвал (UT722 LX).
Все 3 судна построены в Норвегии, но на разных верфях, в частности, Сивуч - на верфи Langsten Slip &Batbyggeri в 1997 г.
Основные характеристики:
- длина 74,90 м, ширина 18,0 м,
- высота борта 8 м,
- осадка по грузовую линию (наибольшая) 6,56 м, осадка по КВЛ 3,2 м,
- водоизмещение - 6,29 тыс. т,
- дедвейт 2,681 тыс. т,
- тяговое усилие 190 т,
- максимальная скорость хода 15 узлов, экономичная - 10 узлов,
- система динамического позиционирования DP-1.
Иван Сидоренко 24 апреля отлучился в Калининград, но оперативно вернулся в район нахождения Черского и в настоящее время стоит борт о борт с трубоукладчиком.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм. 2я нитка
ТУБ Фортуна, строящая 2ю нитку , 21 апреля 2021 г. остановила работы из-за шторма, но после улучшения погоды к работам так и не вернулась.
В настоящее время погода благоприятствует строительству - скорость ветра составляет 4 узлов (2 балла по шкале Бофорта), это идеальные условия для работы баржи.
Однако Фортуна стоит чуть южнее трассы МГП Северный поток-2.
Скорее всего, новая пауза обусловлена подготовкой к прохождению точки пересечения МГП Северный поток-2 с действующим МГП Северный поток, вблизи которой находится сейчас Фортуна.
Пока неясно, кто и как будет обеспечивать стабилизацию газопроводов при пересечении.
Нужна каменная засыпка, во флоте проекта таких судов нет, а из-за санкций США найти их непросто.
Изначально такая сложность не предполагалась, но Дания не дала ответа по основному маршруту МГП Северный поток-2 в своих территориальных водах, а Nord Stream 2 удалось получить разрешение лишь на альтернативный маршрут в ИЭЗ Дании, южнее трассы Северного потока.
- восточную - прошли трубоукладчики Allseas,
- с западной предстоит разбираться российским судам.
Возможно, ожидание Фортуны связано со сложным процессом подготовки к работам.
Тем более, что флот поддержки баржи не расходится, а спокойно ожидает начала работ.
Группу поддержки Фортуны на данный момент составляют 8 судов, в т.ч. 1 новое для проекта судно:
- 3 судна, обычно выполняющие роль якорезаводчиков у Фортуны, - Venie, Венгери и Умка,
- судно-наблюдатель - судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь,
- МАСС Спасатель Карев и буксир Капитан Беклемишев контролирующие охранную зону вокруг Фортуны с юга и с севера соответственно,
- рыболовецкие суда под флагом Германии Antares и Christin Bettina, контролирующие охранную зону с востока и запада соответственно.
Рядом Фортуной находится СО Artemis Offshore, выполняющее роль судна-курьера для проекта Северный поток-2.
В последние дни Artemis Offshore курсировал между Калининградом и Ростоком, по дороге заходя к Фортуне и Черскому.
Новым судном рядом с Фортуной стал Капитан Беклемишев, прибывший из Калининграда также 24 апреля 2021 г.
Из 19 судов, работающих на проекте, к флоту Морспасслужбы относятся 7: Балтийский исследователь, Мурман, Спасатель Карев, Умка, Финвал, Сивуч, Artemis Offshore, Капитан Беклемишев, Бахтемир.
Капитан Беклемишев построен в 1985 г. в г. Ярославль по проекту 1454 (тип Напористый).
Основные характеристики:
- длина 58,55 м, ширина 12,64 м,
- высота борта 5,9 м,
- осадка средняя 4,67 м,
- водоизмещение 1,65 т,
- дедвейт 436 т,
- тяговое усилие 23 т,
- максимальная скорость хода 13 узлов,
- экономичная скорость 8 узлов,
- ледовый класс Arc 5.
Мукран
В последние недели доставкой труб занимались многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) Владислав Стрижов, Юрий Топчев, СО Остап Шеремета.
Юрий Топчев и Остап Шеремета 20 апреля 2021 г. загрузились трубами у причала №3 терминала Юг, а затем неделю загруженные стояли на якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана.
27 апреля 2021 г. Остап Шеремета ушел со стоянки на восток, миновал ТУБ Фортуна и следует дальше, по всей видимости, к Черскому.
Юрий Топчев остается на якорной стоянке, а Владислав Стрижов временно ушел из района Мукрана.
23 апреля Стрижов ушел с якорной стоянки порта Засниц к юго-востоку от Мукрана, зашел к Черскому и к Фортуне, а затем вернулся в порт.
25 апреля судно вновь покинуло Мукран, но на этот раз ушло в датский порт Кеге в Зеландии, где пробыло несколько часов, а затем двинулось обратно, по дороге зайдя на якорную стоянку порта Росток.
Другие локации
Судно в настоящий момент находится в порту Калининград.
Здесь же находится и Нарвал, сестринское судно Сивуча, которое также может присоединиться к проекту в случае необходимости.