Об этом пресс-служба Газпром недр сообщила 25 февраля 2021 г.
Патент №2743239 зарегистрирован в Госреестре изобретений РФ 16 февраля 2021 г.
Исключительное право на изобретение действует до 24 июля 2040 г.
Традиционные методы буксировки айсбергов имеют ряд недостатков, среди которых сложность достижения сбалансированной тяги транспортно-буксирных судов, трудность контроля глубины нахождения буксирного троса, угроза опрокидывания айсберга, соскальзывание с него буксирного троса и др.
Также при транспортировке айсбергов зачастую используются синтетические тросы или дополнительное оборудование, например эластичная оболочка, что не позволяет достигать максимального усилия, которое дают стальные тросы,
Изобретение сотрудников Газпром недр повышает надежность процесса транспортировки крупного айсберга за счет использования стальных тросов, предотвращает возможность навала айсберга на плавучую буровую установку в акваториях повышенной айсберговой опасности.
Разработанное техническое решение предусматривает следующую схему транспортировки айсберга:
- 2 транспортно-буксирных судна ставят в позицию «корма к корме» против направления дрейфа айсберга и на безопасном удалении подсоединяют друг к другу при помощи стальных буксирных тросов повышенной прочности через соединительную скобу,
- к скобе в одну линию по высоте на одном фале прикрепляются буи-индикаторы с различной цветовой окраской, определяющие глубину погружения соединительной скобы,
- после завершения соединения буксирных тросов суда начинают расхождение друг от друга, при этом каждое судно осуществляет движение на охват айсберга до достижения соединительной скобой глубины центра масс айсберга,
- для координации совместных действий суда держат нагрузку при помощи угла разворота лопастей гребного винта регулируемого шага,
- при достижении безопасной дистанции транспортно-буксирные судна осуществляют вытравливание стальных буксирных тросов до момента визуальной индикации верхнего буя-индикатора на середине широкой части айсберга на поверхности воды,
- далее суда ложатся на курс буксировки айсберга, вытравливая буксирные тросы, плавно увеличивают нагрузку до максимальной и буксируют айсберг одним курсом параллельно друг другу на безопасном расстоянии друг от друга, при этом параметры движения айсберга отслеживают.
Еще один плюс разработанного технического решения заключается в возможности использование судов со штатным буксирным оборудованием, что значительно сокращает расходы на аренду специального оборудования для буксировки крупных ледовых объектов.
По словам генерального директора компании Газпром недра В. Черепанова, новый способ транспортировки ледовых объектов в отличие от использующихся в настоящее время позволяет транспортировать айсберги массой более 1 млн т.
Изобретение работников компании значительно повысит безопасность эксплуатации плавучих буровых установок в Арктике.
В Газпром недрах накоплен большой опыт работы с айсбергами, в т.ч. с крупными.
В 2018 г. Газпром геологоразведка, в настоящее время входящая в Газпром недра, установила отраслевой рекорд по буксировке айсберга водоизмещением 2 млн т.
В сентябре 2019 г. компания осуществила операцию по буксировке крупного айсберга в северо-восточной части Карского моря, применив стальные тросы.
Проведенные ранее учения по буксировке крупных айсбергов позволили специалистам компании сделать вывод о низкой эффективности использования полипропиленовых тросов и сетей.
В итоге выбор был сделан в пользу стальных тросов.
В операции были задействованы транспортно-буксирные суда Алмаз и Кигориак, которым удалось с помощью стальных тросов отбуксировать айсберг водоизмещением около 1,5 млн т.
Буксировка стальными тросами позволила не только успешно изменить дрейф айсберга, но и отбуксировать его против течения на дистанцию более 2 км.
Автор: Е. Алифирова