Разрешение для Фортуны
О том, что трубоукладочное судно (ТУБ) Фортуна может быть снова в деле семафорили сразу несколько факторов:- угроза властей США ввести санкции против сертифицирующих суда организаций;
- поскольку КМТУС Черский не сертифицирован в связи с модернизацией, то в ближайшее время судно - трубоукладчик не сможет работать в водах Германии;
- наученные опытом работы с США, власти РФ, очевидно, готовили запасной вариант, хотя бы на 1е время;
- в октябре 2020 г. ТУБ Фортуна без помпы сменила владельца, поэтому потеряло силу утверждение МРТС о том, что Фортуна не будет работать на проекте МГП Северный поток-2
- в это же время активизировалась Германия, утверждая, что проект нужно реализовать.
Конкретное трубоукладочное судно при этом не называлось.
Сенсации не произошло, когда 5 декабря 2020 г. вышло обновленное навигационное предупреждение BSH, где указывается, что в Балтийском море, южнее мелководного района Адлергрунд, подводные операции на трубопроводе с 5 по 31 декабря будет вести российская трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна.
Но маски сброшены, и это существенно изменило ситуацию вокруг возобновления строительства, хотя состав флота достройки МГП Северный поток-2 кардинально не поменялся и места его концентрации тоже.
На данный момент суда, которые могут быть связаны с проектом, в основном сосредоточены в 4 районах:
- в порту Висмар в Германии,
- в районе порта Мукран в Германии, где находится логистический терминал МГП Северный поток-2,
- в Балтийском море,
- в порту Калининград.
Висмар
По состоянию на середину дня 5 декабря 2020 г. ТУБ Фортуна в сопровождении 5 портовых буксиров (Multratug 29, Wulf 5, Bugsier 17, Wolf Wal и Corvin), работающих в Висмаре, выходит из порта.Следующим портом захода у баржи указан Росток в Германии, дата прибытия не указана.
Расстояние между портами небольшое, поэтому переход, если Росток действительно является пунктом назначения Фортуны, займет не более 1 суток.
В порту Висмар Фортуна находилась с конца сентября 2020 г., перейдя из порта Росток, а до этого долгое время находясь в Мукране.
ТУБ Фортуна работала на строительстве МГП Северный поток-2 у берегов России, а также называлась в качестве основного кандидата на завершение строительства участка МГП Северный поток-2 в датских водах.
В августе 2020 г. арендующий на тот момент Фортуну по договору бербоут-чартера Межрегионтрубопроводстрой (МРТС) отверг возможность участия баржи в строительстве газопровода.
Лишь недавно стало известно, что ТУБ Фортуна в октябре 2020 г. сменила владельца, что дало намек на участие судна в проекте.
Также на это намекали и визиты в Висмар других судов потенциального флота достройки МГП Северный поток-2.
C 28 ноября по 3 декабря 2020 г. в порту находился буксир-якорезаводчик Artemis Offshore, который на данный момент идет в Санкт-Петербург с датой прибытия 7 декабря 2020 г.
В Кронштадте с 29 ноября 2020 г. находится еще один якорезаводчик, который может быть связан с МГП Северный поток-2 - Errie.
В Висмаре на смену Artemis Offshore из порта Мукран пришел другой буксир-якорезаводчик - Катунь.
На данный момент судно находится на якорной стоянке порта Висмар, ожидая, скорее всего, выхода ТУБ Фортуна из порта.
Балтийское море. Черский
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский 3 декабря покинуло район Куршской косы, где проводились испытания системы якорного позиционирования судна.8-точечная якорная система позиционирования была установлена на судне в ходе модернизации, проходившей в Мукране с мая 2020 г.
Испытания проходили в 2 этапа - в период с 7 по 25 октября 2020 г. и с 28 ноября по 3 декабря 2020 г.
Краткий срок 2го этапа указывал на возможное проведение работ по сертификации установленного на судне оборудования.
Но именно в это время DNV GL отказалась из-за санкций США сертифицировать суда флота МГП Северный поток-2.
Дерзкие американцы вновь добились своего.
Они на скаку остановили красавца Черского.
Сколько теперь времени потребуется на верификацию модернизированного оборудования и систем?
Поэтому, чтобы опять не откладывать строительство МГП, в силу вступил запасной вариант: вернуть в проект ТУБ Фортуна.
Вероятно, сейчас ведется работа по подбору сертифицирующей организации для Черского.
Но мировые сертифицируюие мэйджоры могут отказаться от работы с Черским, а малоизвестные могут быть недостаточно авторитетными.
Оба раза испытания Черского проводились при поддержке многофункциональных буксиров-якорезаводчиков Финвал и Умка, а также судна обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
Но Черский из района испытаний ушел вечером 3 декабря 2020 г., а 3 сопровождавших его судна ушли раньше.
Трубоукладчик взял курс на северо-запад, большую часть времени следуя с выключенными транспондерами.
Данные AIS Черский передал лишь находясь к юго-востоку датского о. Борнхольм.
Пройдя еще немного в направлении порта Мукран, судно остановилось и на данный момент находится к югу от о. Борнхольм, статус - ограниченная маневренность.
Портом захода у Черского указан Калининград с датой прибытия 5 декабря.
Район, где остановился Академик Черский, находится неподалеку от точки, где прекратила работы по строительству МГП Северный поток-2 Allseas.
Однако говорить о том, что в ближайшие дни может возобновиться строительство датского участка газопровода пока не приходится.
КМТУС Академик Черский находится существенно южнее трассы МГП Северный поток-2, также судну явно необходимо подготовиться к работам на датском участке.
Балтийское море. Балтийский исследователь
СОМП Балтийский исследователь вечером 4 декабря 2020 г. вышел из порта Мукран, зашел на якорную стоянку порта Засниц к юго-востоку от Мукрана, а далее взял курс на северо-восток.В качестве пункта назначения у судна указано «место проведения работ».
В настоящее время судно находится в непосредственной близости от окончания коридора для строительства немецкого участка МГП Северный поток-2 судами с якорным позиционирования.
Судно находится в режиме ограниченной маневренности.
Район Мукрана
В районе порта Мукран находятся 3 судна потенциального флота достройки МГП Северный поток-2 - Финвал и Умка, а также многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов.Финвал прибыл из района испытаний Черского 4 декабря 2020 г., следом за ним пришла Умка.
С момента прихода в район порта Мукран суда постоянно маневрировали.
Находившийся тогда еще в этом районе Балтийский исследователь заходил в порт Мукран, потом возвращался на якорную стоянку к юго-востоку от Мукрана.
В порт Мукран также зашел Финвал, изначально прибывший на ту же якорную стоянку, но затем вошедший в порт Мукран и вставший у причала №3 терминала Юг, используемого как логистический хаб Северного потока-2.
Не исключено, что эти перемещения были обусловлены необходимостью пополнения запасов перед началом трубоукладки.
Многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов, находящееся на якорной стоянке, не перемещалось.
Калининград
В районе Калининграда в режиме ожидания остаются 4 судна потенциального флота достройки МГП Северный поток-2:- МФЛС Юрий Топчев, сестринское судно Владислава Стрижова, и якорезаводчик Венгери в Индустриальной гавани порта Калининград,
- якорезаводчик Ясный - в Лесной гавани,
- судно обеспечения Остап Шеремета - в порту Светлый в Калининградском судоходном канале.
Портом захода у судна числится Калининград с датой прибытия 5 декабря 2020 г.
Реальный пункт назначения судна неочевиден - Иван Сидоренко может следовать к Черскому, может идти в Мукран или следовать к будущему месту строительства МГП Северный поток-2 в район Адлергрунд.
Автор: А. Чижевский