На данный момент пока сложно сказать это один из уже ставших привычных рейсов между портом Мукран и Калининградом или флот МГП Северный поток-2 концентрируется в Германии и переходит в режим ожидания перед возобновлением строительства газопровода.
На данный момент суда, которые могут быть связаны с проектом, в основном сосредоточены в 3 районах:
- в районе Куршской косы,
- в порту Калининград,
- в районе порта Мукран в Германии.
Район Мукрана
В самом порту Мукран судов флота достройки МГП Северный поток-2 нет.Зато к юго-востоку от Мукрана, на якорной стоянке порта Засниц собрались сразу 3 судна, причем их перемещения очень занимательны.
3 декабря 2020 г. на якорную стоянку из района Куршской косы, где идут испытания краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) Академик Черский, прибыло судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
Пробыв на стоянке порядка 4 часов, судно направилось в сторону Мукрана, и не став заходить в порт развернулось.
После ухода СОМП Балтийский исследователь, на якорной стоянке остались многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов и якорезаводчик Катунь.
Владислав Стрижов прибыл в Мукран 2 декабря из порта Калининград, 3 декабря перешел от причала в порту на якорную стоянку.
Катунь прибыла 3 декабря, совершив уже не первый рейс между районом испытаний КМТУС Академик Черский и Мукраном.
После того, как Балтийский исследователь развернулся на полпути, в Мукран все-таки направилась Катунь.
Сложно сказать, являются ли данные перемещения судов обеспечения очередными курьерскими рейсами или флот МГП Северный поток-2 начинает концентрироваться вокруг логистического терминала проекта.
В пользу второго варианта говорит еще и то, что в рамках испытаний Черского СОМП Балтийский исследователь выполняет функцию наблюдателя, поэтому его уход из района испытаний может означать, что свою функцию он выполнил.
А с другой стороны, с момента начала 2го этапа испытаний КМТУС Академик Черский прошло всего лишь 7 дней, что вряд ли можно считать достаточным.
Район Куршской косы
В районе Куршской косы к северу от Калининграда находятся КМТУС Академик Черский, а также 2 буксира-якорезаводчика Финвал и Умка.Судя по треку, Черский продолжает проверку системы якорного позиционирования.
Рядом с Черским находится Умка, а Финвал направился на северо-запад, причем портом захода у него по-прежнему указывается Лиепая (Латвия).
Реальным пунктом назначения Финвала может быть Мукран, Калининград или Санкт-Петербург, где сейчас находится еще один якорезаводчик Errie, который считается связанным с проектом.
Уход СОМП Балтийский исследователь и Финвал может означать готовность Черского к строительству МГП Северный поток-2.
В декабре 2020 г. планируется построить небольшой отрезок немецкого участка МГП Северный поток-2 (2,6 км на каждой из ниток газопровода).
Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии (BSH) согласовало укладку МГП Северный поток-2 судами с якорным позиционированием в немецких водах в период с 5 по 31 декабря 2020 г.
Калининград
В районе Калининграда в режиме ожидания остаются 5 судов потенциального флота достройки МГП Северный поток-2.В Индустриальной гавани порта Калининград находятся многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев и якорезаводчик Венгери, в Лесной гавани - якорезаводчик Ясный, в Вольной гавани - судно обеспечения Иван Сидоренко, вернувшийся в Калининград 1 декабря 2020 г., после выхода в Балтийское море с неуказанным пунктом назначения.
В порту Светлый в Калининградском судоходном канале находится судно обеспечения Остап Шеремета.
А если не Черский?
3 декабря 2020 г. после 5 дней молчания включил транспондеры еще один якорезаводчик, который может быть связан с проектом Северный поток-2 - Artemis Offshore.Судно, ожидаемо, обнаружилось в порту Висмар в Германии, где с конца сентября 2020 г. находится российская трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна.
Баржа ранее участвовала в строительстве МГП Северный поток-2, в частности его российского участка, но арендующий Фортуну по договору бербоут-чартера Межрегионтрубопроводстрой (МРТС) ранее заявлял, что баржа не будет больше участвовать в строительстве газопровода.
Чтобы дистанцировать баржу от проекта, попавшего под санкции США, ее переместили из Мукрана сначала в Росток, а потом в Висмар.
1 декабря 2020 г. РБК сообщил о том, ТУБ Фортуна в октябре 2020 г. сменила владельца.
По данным Российского международного реестра судов (РМРС), им стала некая Универсальная транспортная группа (УТГ).
МРТС заявил, что больше никакого отношения к судну не имеет, а договор был расторгнут по инициативе собственника.
Такие перестановки могут означать, что ТУБ Фортуна может все-таки заняться достройкой немецкого участка МГП Северный поток-2.
Это важно после отказа DNV GL от предоставления услуг по сертификации судам флота МГП Северный поток-2 из-за санкций США.
После модернизации КМТУС Академик Черский потребуется проверка и сертификация установленного оборудования, что означает либо необходимость подбора другой сертифицирующей компании, либо возвращения в проект ТУБ Фортуна.
Автор: А. Чижевский