Об этом свидетельствуют данные сервиса отслеживания судов VesselFinder.
Согласно информации из базы данных по морским судам Equasis, смена имени произошла в мае 2020 г.
Согласно выписке из Российского международного реестра судов (РМРС), 27 мая 2020 г. танкер был зарегистрирован в России, порт приписки - г. Санкт-Петербург.
Свидетельство о классификации судну выдал 20 августа 2020 г. Российский речной регистр.
Тогда танкер находился в территориальных водах Венесуэлы и использовался как плавучее хранилище для нефти нефтетерминала Хосе в порту Пурто Хосе.
С июня 2020 г. судно перерегистрировано в российском реестре и ходит под российским флагом.
Согласно данным VesselFinder, последний раз данные автоматической идентификационной системы танкера были получены 3 сентября 2020 г, когда танкер был вводах Венесуэлы.
В июле 2020 г. PdVSA, по данным Reuters, загрузила танкер под завязку, и в сентябре 2020 г, по данным Caracas Capital, танкер покинул воды Венесуэлы.
Сейчас направляется в сторону Азии, огибая Африку.
Ранее сообщалось, что судно отправится в Китай на ремонт и ничего не мешает ему по дороге разгрузить накопленные 2 млн барр. нефти.
По неподтвержденным данным, Максим Горький идет в порт Фуджейра в ОАЭ.
При этом портом захода судно указывает Сингапур с датой прибытия 15 октября 2020 г.
О смене имени впервые сообщилао РБК.
Вновь имянареченный танкер - преемник танкера Максим Горький, который в 1937 г. Япония построила для СССР.
Владельцем танкера в российском реестре числится российско-венесуэльская судоходная компания Трансокеания (г. Москва).
Танкер Максим Горький - единственное судно флота Трансокеании.
С точки зрения Кодекса торгового мореплавания России в качестве владельца судна в судовом реестре может быть указана компания эксплуатирующая судно, что проявилось в ситуации с трубоукладочной баржой Фортуна, участие которой в достройке газопровода Северный поток-2 сейчас неочевидно, но все-таки не исключено.
Схожая ситуация и с теперь уже носящим имя Максим Горький танкером - в базе Equasis Трансокеания обозначена как управляющая компания для судна.
Из российского реестра следует, что компания заключила с судовладельцем договор бербоут-чартера.
Супертанкер Ayacucho был построен в 2013 г. в Китае на верфи Bohai Shipbuilding.
Технические характеристики:
- длина 332 м,
- ширина 60 м,
- валовая вместимость 167,572 тыс. т,
- дедвейт 320,84 тыс. т.
Возглавлявший на тот момент Миннефти Венесуэлы Р. Рамирес тогда назвал танкер, способный перевозить 2 млн барр. нефти, авианосцем суверенитета Венесуэлы, хотя судно на тот момент ходило под флагом Сингапура.
Ayacucho и еще 3 VLCC танкера (Junin, Boyaca и Carabobo) находились на балансе сингапурского СП CV Shipping, принадлежавшего PDVSA и китайской PetroChina.
Китай и Венесуэла тогда стремились реализовать схему поставок венесуэльской нефти в Китай и по некоторым другим экспортным направлениям.
Сотрудничество развивалось вполне успешно, пока США в 2019 г. не ввели санкции против Венесуэлы и PDVSA.
Международные страховые компании отозвали покрытие судов CV Shipping, в итоге PetroChina инициировал банкротство СП.
PetroChina забрала 3 танкера, тогда как Ayacucho остался у Венесуэлы, и в марте 2020 г. PDVSA перевела танкер из юрисдикции Сингапура под флаг Венесуэлы.
27 мая 2020 г. PDVSA передала судно Национальному институту водного хозяйства (INEA) Венесуэлы, одновременно с передачей судно перешло под российский флаг.
INEA - госорганизация, тогда еще не включенная в санкционный список США.
Однако ныне США распространили блокирующие санкции на правительство Венесуэлы, максимально расширив это понятие и подведя под него любое политическое подразделение или агентство.
В начале 2020 г. была создана Трансокеания, учредителями которой на паритетных началах являются INEA и Совфрахт.
Совфрахт также находится под санкциями США - за деятельность в Крыму, так что Танкер Максим Горьки априори - тоже ходит под санкциями США.
Это означает, что, фактически, танкер может ходить только в водах РФ, не опасаясь действий США.
В договорах морских страховщиков принято прописывать оговорки о санкционных рисках.
PDVSA уже столкнулась с этой ситуацией, когда начала формировать собственный танкерный флот для обхода санкций США.
Из более чем 20 судов, контролируемых PDVSA, страховка и действительная классификация в наличии лишь 4, а остальные суда либо не имеют оператора, либо не застрахованы, либо в аварийном состоянии, либо находятся под риском ареста из-за исков.
Одной из возможных причин перерегистрации как раз может быть иск нидерландской OI European Group BV (OIEG, дочка американской O-I Glass), претендующей на Ayacucho.
В июне 2020 г. OIEG подала в суд Сингапура ходатайство о выдаче разрешения на арест танкера в рамках попыток принудительного исполнения международного арбитражного решения, вынесенного в пользу OIEG против Венесуэлы в 2015 г.
OIEG утверждает, что ей причитаются акции компании Ayacucho Shipping Pte Ltd (Сингапур), через которую PDVSA и PetroChina якобы владели судном Ayacucho.
В этом случае перевод под российский флаг может защитить Максима Горького/Ayacucho от конфискации по решению суда, эффективность такого шага в целом подтверждается историей с украинскими самоподъемными буровыми установками (СПБУ), т.н. «вышками Бойко».
Автор: Е. Алифирова