9 июня 2020 г. опубликован Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике.
Меморандум направлен в департаменты: обороны, государственной, торговой и внутренней безопасности, финансов.
Через 60 дней, 9 августа 2020 г. Д. Трампу должна быть представлена инвентаризация текущего состояния ледоколостроения и дана оценка перспектив и эффективности нового строительства ледоколов, в тч для ВМФ США.
Очевидно, что директива Д. Трампа об оценке нынешнего плана развертывания арктических морских возможностей в течение следующего 10-летия является признаком того, что администрация США все больше обеспокоена деятельностью России и Китая в Арктике, что может угрожать интересам Америки в регионе Гренландия - Исландия - Великобритания (GIUK).
В апреле 2019 г. Береговая охрана США объявила о подписании контракта на почти 746 млн долл США Минобороны с VT Halter Marine из г. Паскагула, Миссисипи - дочкой Vision Technologies Systems, на детальное проектирование и строительство своего 1го Polar Security Cutter (PSC) - мощного ледокола из запланированных 3х.
Можно предположить, что предполагалось использовать 1 ледокол в Арктике, 1 - в Антарктике, а 3й - там, где более необходимо в текущее время года.
Меморандум требует оптимизации кораблей для арктического флота, предполагая изменения в этих PSC с целью повышения их полезности.
Береговая охрана давно просит у Минобороны 3 тяжелых PSC мощностью более 45 000 л.с. и 3 средних ледокола мощностью более 20 000 л.с.
В меморандуме предлагаются подготовить «варианты использования в Арктике, охватывающие весь спектр задач национальной и экономической безопасности (включая содействие разведке и добыче полезных ископаемых, в тч энергоресурсов, прокладку и обслуживание подводных кабелей), в сравнении классов средних и тяжелых PSC:
- определить оптимальное количество и тип ледоколов PSC для обеспечения постоянного присутствия в Арктике и, в случае необходимости, в Антарктике;
- оценить вероятность использования атомных ледоколов, которые в настоящее время эксплуатируются только Россией, что обеспечило бы более постоянное присутствие в Арктике PSC, которому не нужно было бы заправляться;
- определить 2 места базирования ледокольного флота в США и 2 - международного базирования;
- определить потенциальные ледоколы, которые могут быть взяты в аренду в качестве временной меры, учитывая, что ныне у береговой охраны есть только 1 действующий тяжелый ледокол, 44-летняя Polar Star.
Дата - 2029 г, установленная Д. Трампом, соответствует году, когда имеющиеся ледоколы Береговой охраны, средний ледокол Healy и тяжелый ледокол Polar Star должны быть выведены из эксплуатации.
С точки зрения аренды, претендентами могут быть Канада, Финляндия и Швеция, имеющие избыточную ледокольную мощность.
Основной претендент на строительство флота PSC - это Финляндия, которая утверждает, что «спроектировала около 80 % мировых ледоколов» и построила «около 60 %» мирового ледокольного флота.
Финны уже много лет пытаются выйти на ледокольный рынок США и вот-вот этого добьются.
Летом 2019 г. министр торговли Финляндии К. Мыкканен активно лоббировал закупки финских ледоколов в США.
Стоимость 1го тяжелого ледокола составляет до 983 млн долл США, посчитали финны, в серии - 618-786 млн долл США.
В мае 2017 г. Д. Трамп пообещал поддержку строительства 6 ледоколов (The Washington Post от 17 мая 2017 г).
То есть, речь шла о контракте на около 4 млрд долл США.
Возможность лизинга может стать основой такого бизнеса, хотя могут возникнуть проблемы с Законом США Джоунса, согласно которому стабильность морской индустрии США обеспечивается путем поддержки внутреннего бизнеса.
Изготовителем ледоколов может стать американская верфь, с которой финны смогут заключить субподряд из-за рубежа.
В США запрещено приобретать корабли и ледоколы береговой охраны из-за рубежа, потому что действующее законодательство не допускает этого. Ледоколы тоже как бы являются военными кораблями, согласно местному мнению.
Есть нюанс. ВВС Финляндии проводят тендер на закупку истребителей.
Стоимость контракта около 10 млрд евро.
Может случиться мезальянс, и в обмен на ледокольные заказы США получат заказы на самолеты.
В августе 2020 г, вероятно, все прояснится.
В настоящее время только 2 крупные компании занимаются строительством ледоколов в Финляндии:
- Helsinki Shipyard Oy (бывшая Arctech Helsinki Shipyard Oy, Хельсинкская верфь), работающая в г. Хельсинки,
- Rauma Marine Constructions Oy (RMC Oy, Раума, верфь), работающая в г. Рауме.
Fennica, введенная в эксплуатацию в 1993 г, и Nordican - в 1994 г, также были построены Aker Finnyards на верфи в г.Хельсинки.
Otso, введенный в эксплуатацию в 1986 году, и Kontio - в 1987 г, также были также изготовлены в Хельсинки, производителем в то время была Wärtsilä Helsinki Shipyard.
Все вышеупомянутые ледоколы с 1980х гг. были построены на верфи г. Хельсинки, которая с мая 2019 г. принадлежит Helsinki Shipyard Oy - бенефициары - владельцы Невского судоремонтного завода в г. Шлиссельбурге В. Касьяненко и Р. Багаутдинов.
Верфь была построена в 1865 г, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
В 2011 г. верфь прикупила ОСК, но из-за санкций США была вынуждена ее продать.
Но за время владения верфью ОСК получила немало Know-how в ледокольном строительстве.
США фрахтовали ледоколы для миссии МакМердо у Швеции и России еще в 2012 г. - незадолго до разрыва отношений между Западом и Россией в связи с возвращением Крыма.
Впрочем, еще в 2016 г. американцы пришли к выводу, что фрахт - это неверный путь развития ледокольного флота США.
В. Путин еще в 2017 г. дал понять международному сообществу:
- у России есть экономические интересы в Арктике, которая может стать источником развития страны;
- стоимость арктических запасов полезных ресурсов, в тч фоссильного топлива, - около 30 трлн долл США;
- у России почти 12 тыс км арктического побережья, которое нужно охранять;
- для их защиты могут быть построены ледоколы даже с крылатыми ракетами и палубными орудиями.
- наращивание военной мощи России в Арктике угрожает северному флангу США и НАТО;
- да, Россия сотрудничала в миссиях по ликвидации разливов нефти (ЛАРН) и поисково-спасательных операциях, но власти США должны относиться к действиям властей РФ с подозрением, особенно в создании арктической базы и установке береговых ракетных батарей, радаров раннего предупреждения и средств ПВО;
- с геостратегической точки зрения Арктика и Северная Атлантика неразрывно связаны. Арктика предоставляет российским кораблям и подводным лодкам доступ к критически важной военно-морской линии безопасности: разрыв GIUK, который играет огромную роль в стратегии обороны и сдерживания НАТО. Подводные трансатлантические кабели также проходят через эту область;
- ограничения России на свободу судоходства на Северном морском пути (СМП) не соответствуют нормам международного права
Поскольку СМП проходит через исключительную экономическую зону РФ, власти справедливо хотят сделать его чем-то вроде платной дороги.
Понятно, что это не нравится американцам.
Но Соединенные Штаты Америки - это мощная сверхдержава, в отличие от России там есть лишь дозированная коррупция, что позволяет выживать конкуренции, которая и двигает прогресс, как в технологиях, так и в производительности труда.
Меморандум - это серьезный вызов властям РФ, своего рода гонка вооружений и техники в Арктике.
Хотя это тот редкий случай, когда власти США пытаются догнать Россию:
- в апреле 2020 г. Росатомфлот и судостроительный комплекс Звезда (ССК Звезда) подписали контракт на строительство в июле 2020 г. атомного ледокола «Россия» проекта Лидер - 10510.
- в мае 2020 г. Балтийский завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) заложил атомный ледокол Якутия - 4й универсальный атомный ледокол проекта Арктика 22220.
Автор: О. Бахтина