Об этом глава НОВАТЭКа Л. Михельсон сообщил 23 января 2020 г. в кулуарах Всемирного экономического форума в г. Давос.
С просьбой о строительстве танкеров-газовозов за рубежом Л. Михельсон обратился к президенту РФ В. Путину в декабре 2019 г.
Необходимость в этом возникла в связи с активным развитием проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), для вывоза которого требуется больше судов, чем изначально планировалось.
НОВАТЭК уже заказал 15 судов для проекта Арктик СПГ-2 на судостроительном комплексе (ССК) Звезда (управляется консорциумом Роснефти и Газпромбанка).
Однако ССК Звезда сможет строить по 5 танкеров-газовозов в год и не успеет сдать необходимое НОВАТЭКУ к 2030 г. количество судов.
К этому времени НОВАТЭК планирует выйти на производство 70 млн т/год СПГ, что требует расширения флота.
При этом дополнительные танкеры-газовозы НОВАТЭК хотел бы получить в 2023-2024 гг., когда планируется запуск 1й и 2й технологической линии Арктик СПГ-2.
Это позволит избежать повторения ситуации с Ямал СПГ, когда досрочный запуск технологических линий вынуждал НОВАТЭК просить судовладельцев ускорить ввод танкеров-газовозов высокого ледового класса, способных работать на Северном морском пути (СМП).
Российские власти быстро отреагировали на просьбу НОВАТЭКа, но это было ожидаемо.
Крупнотоннажное судостроение и производство СПГ числятся среди приоритетных направлений развития российской экономики.
Строительство танкеров-газовозов на зарубежной верфи противоречит стратегии развития отечественного судостроения, но задерживать ввод СПГ-проектов из-за невозможности построить необходимое количество судов в сжатые сроки тоже не лучшее решение.
Тем более, что заказ на зарубежных верфях нужно размещать очень оперативно, поскольку судостроительные предприятия могут быть загружены заказами со стороны СПГ-проектов в Катаре и США.
В итоге было принято достаточно взвешенное решение - НОВАТЭК заказывает 10 танкеров-газовозов на зарубежных верфях, но большая часть от объема строительства флота газовозов компании будет приходиться ССК Звезда.
Всего для проектов НОВАТЭКа до 2030 г. на ССК Звезда будет построено 35-37 СПГ-танкеров:
- уже подписаны документы на 5 судов в связи с увеличением проектной мощности Ямал СПГ и вводом Обского СПГ,
- в марте 2020 г. ВЭБ подпишет с ССК Звезда соглашение еще на 15 танкеров-газовозов со сроками сдачи в 2023-2025 гг. для Арктик СПГ-2,
- до ввода 1й очереди Арктик СПГ-2 будет принято инвестрешение по Арктик СПГ-1 и до 2030 г. на ССК будут размещены заказы еще 15-17 танкеров-газовозов.
Для проекта на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME) построено 15 танкеров-газовозов.
Первый из них - Кристоф де Маржери - был передан Ямал СПГ в 2017 г., последний - Яков Гаккель - в декабре 2019 г.
Также в рамках проекта Ямал СПГ строится экспериментальная линия на российском оборудовании по технологии Арктический каскад мощностью 0,9 млн т/год.
В марте 2020 г. на 4й линии начнутся пуско-наладочные работы, а сам запуск планируется в мае-июне.
В результате реальная производительность Ямал СПГ достигнет 19 млн т/г (3 технологические линии Ямал СПГ показали производительность выше проектной в связи с климатическими особенностями Ямала).
Также у НОВАТЭКа запущен среднетоннажный СПГ-завод в порту Высоцк (2 линии общей мощностью 660 тыс. т/год, рассматривается возможность увеличения до 1,8 млн т/год).
Анонсированы следующие СПГ-проекты НОВАТЭКа:
- Принято окончательное инвестрешение по Арктик СПГ-2 (3 линии общей мощностью 19,8 млн т/год) со сроками запуска 1й линии в 2023 г., 2й - в 2024 г., 3й - в 2026 г.,
- Арктик СПГ-1 (20 млн т/год), ОИР планируется принять в 2021-2022 гг., до запуска 1й линии Арктик СПГ-2,
- Арктик СПГ-3,
- Обский СПГ по технологии Арктический каскад (2 линии, общая мощность 4,8 млн т/год) со сроками запуска 1й линии в конце 2022 г. - начале 2023 г., 2й - спустя 6-9 месяцев.
Автор: Е. Алифирова