Анадырь, 29 окт - ИА Neftegaz.RU. 26 октября 2018 г. в Восточно-Сибирском море атомный ледокол Таймыр Росатомфлота завершил проводку нефтеналивного танкера Lomonosov Prospect проекта Green Funnel.
Впервые за последние 5 лет в акватории Северного морского пути (СМП) проследовало нефтеналивное судно дедвейтом свыше 100 тыс. т.
Новейший нефтеналивной танкер Lomonosov Prospect Совкомфлота был взят под проводку 25 октября 2018 г. на долготе порта Певек и проведен до западной кромки Айонского ледяного массива в районе северо-восточной части Новосибирских островов, - сообщает Росатом.
Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.
Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.
Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок СМП.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.
На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Средняя скорость движения составила 10 узлов.
Протяженность проводки составила 463 морские мили, которые суда прошли за 44 часа.
В связи с тем, что осадка танкера составляет 14 м, его провели маршрутом с глубинами не менее 18 м для обеспечения безопасного запаса глубины под килем судна.
Как отметил капитан Таймыра П. Волков, ледовые условия и наличие сжатия льда повлияли на решение сократить дистанцию проводки с 10-12 до 8 кабельтовых.
Капитан танкера Д. Белозеров анонсировал этот рейс, как коммерческий рейс.
Это большая удача.
Введенный в эксплуатацию в октябре 2018 г, новейший нефтеналивной танкер Lomonosov Prospect направляется в местам эксплуатации в акваторию Балтийского и Северного морей, которые относятся к районам Мирового океана с высокой интенсивностью морских грузоперевозок.
Поэтому, пока не приходится говорить о регулярности проводки Афрамаксов на СПГ по СМП.
Но от выгодного фрахта не отказываются.
Хотя поставка углеводородов из Кореи в порты Северной Европы выглядит довольно экзотичной.
Корея не экспортирует нефть, а напротив активно покупает.
Более того, в связи с грядущими санкциями США против Ирана, ситуация с обеспечением нефтью корейских НПЗ далека от стабильности.
Во всяком случае, Иран перестал поставлять нефть в Южную Корею, которая пытается компенсировать это импортом нефти из других стран, в тч. казахстанской нефти CPC Blend, сходной по составу с легкой иранской нефтью.
Однако нефтеперерабатывающие мощности южнокорейских НПЗ превышают внутренние потребности страны, и нефтепродукты активно экспортируются, но в соседние страны.
Долгосрочных контрактов на поставку корейских нефтепродуктов в Европу просто нет.
Поэтому, вероятно, Совкомфлот предложил чрезвычайно выгодные условия доставки нефтепродуктов в Европу из Кореи по споту, чтобы не идти порожним рейсом.
Атомный ледокол Ямал Росатомфлота продолжает работу в Восточно-Сибирском море.
В настоящее время он осуществляет проводку балкера Nordic Olympic компании Nordic Balk на восточную кромку льдов.
Ледообразование в восточной части СМП идет довольно активно, и хотя пока оно на уровне среднегодовых значений, судам уже требуется проводка атомных ледоколов.
В настоящее время идет завершение летне-осенней навигации, и все суда, участвующие в северном завозе, постепенно возвращаются в порты назначения.
Ближайшие несколько недель атомные ледоколы Ямал и Таймыр продолжат работать в Восточно-Сибирском море, после чего направятся в порт Сабетта для обеспечения работ по проектам Ямал СПГ.
Атомные ледоколы Вайгач и 50 лет Победы будут находиться в порту Мурманск до конца декабря 2018 г.
Введенный в эксплуатацию в октябре 2018 г, новейший нефтеналивной танкер Lomonosov Prospect принадлежит Совкомфлоту.
Наряду с введенным в эксплуатацию в июле 2018 г «Проспектом Гагарина», танкер «Ломоносовский проспект» - это новое поколения танкеров типоразмера AFRAMAX проекта Green Funnel, спроектированных для работы на газомоторном топливе (ГМТ) в виде СПГ.
Проект разработан с участием специалистов инженерного центра Совкомфлота, южнокорейской Hyundai Heavy Industries и СК Звезда.
Shell в начале октября 2018 г в порту Роттердам осуществила 1ю операцию по бункеровке сжиженным природным газом (СПГ) «Проспекта Гагарина», а уже 24 октября 2018 г нефтеналивной танкер успешно завершил переход в акватории Балтийского и Северного морей и доставил в порт Роттердам 104 815 тонн сырой нефти.
Это был 1й коммерческий рейс танкера с экспортной партией российской нефти в рамках долгосрочного тайм-чартера с Shell.
В сентябре 2018 г Совкомфлот уже разместил на СК Звезда заказ на строительство серии из еще 2х аналогичных нефтеналивных танкеров, которые потом будут отфрахтованы Роснефтью по 20-летним тайм-чартерным контрактам.
Использование СПГ позволяет снизить уровень антропогенного воздействия на окружающую среду.
Снижение выбросов в атмосферу:
- оксидов серы (SOx) и низкодисперсных частиц - на 100%,
- оксидов азота (NOx)- на 76%,
- углекислого газа (CO2) - на 27%.
Характеристики нефтеналивного танкера типоразмера AFRAMAX на СПГ:
- длина - 250 м;
- ширина - 30 метров;
- полное водоизмещение - 137 000 т;
- дедвейт - 113 000 т;
- ледовый класс судна ICE 3 (ICE 1B).
Это 2й танкер Совкомфлота типоразмера AFRAMAX, который атомные ледоколы Росатомфлота провели в акватории СМП.
5 лет назад, осенью 2013 г. нефтеналивной танкер Victor Bakaev типоразмера LRII (дедвейт - 118 тыс. т, ледовый класс - 1С) завершил первый рейс с востока на запад.
Автор: А. Игнатьева, О. Бахтина