Шлиссельбург, 25 дек - ИА Neftegaz.RU. Невский судостроительно-судоремонтный завод (ССЗ) определен единственным исполнителем осуществляемых Росморречфлотом в 2018-2019 гг закупок работ по строительству парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск.
Об этом говорится в распоряжении правительства от 22 декабря 2018 г. № 2895, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно распоряжению, Росморречфлот должен заключить с Невским ССЗ госконтракт на выполнение работ, предусмотрев в контракте возможность внесения в него по достижении договоренностей сторон изменений, касающихся сроков выполнения мероприятия по строительству парома.
Строительство железнодорожного парома проекта CNF19М на СПГ-топливе для линии Усть-Луга - Балтийск включено в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 г
На судне имеются места для размещения и перевозки лишь 12 пассажиров.
Проект CNF19М было решено сделать грузовым - без функции перевозки пассажиров, что позволило повысить вагоновместимость, снизить себестоимость грузоперевозки, выведя в итоге проект на рентабельность.
Как известно, пассажирские перевозки на линии Усть-Луга - Балтийск дотируются, а грузовые - нет.
Особым требованием для ж/д парома было выполнение экологических требований по массовому содержанию серы в выбросах.
Балтийское море является районом контроля выбросов серы.
SECA - Sulphur Emission Control Area - это зоны мореплавания, куда входят Балтийское море, Северное море и пролив Ла-Манш, где суда должны переключаться на топливо с низким содержанием серы.
С 1 января 2020 г. новые правила Международной морской организации MARPOL (Международная конвенция по предупреждению загрязнения акваторий судами) потребуют от судов использования бункерного топлива с максимальным содержанием серы 0,5% по сравнению с нынешним стандартом 3,5%, если только они не оборудованы так называемыми скрубберами для очистки выбросов серы.
В 2020 -2025 гг. содержание серы в судовом топливе должно быть не более 0,5%, а выбросов - не более 0,1% массы.
Любопытно, что разработчик проект - Морское инженерное бюро, проектировало CNF19М с учетом продолжения маршрута ж/д парома в Германию в г. Засниц.
Кроме использования скрубберов - системы очистки выхлопных газов от серы, можно использовать малосернистое дизельное топливо или СПГ - газомоторное топливо (ГМТ).
СПГ для проекта был выбран потому, что на балтийском маршруте малосернистое дизельное топливо существенно дороже, да и короткое плечо доставки делает СПГ более выгодным.
Проект предусматривает следующие возможности бункеровки:
- одновременно с 4х автопоездов с помощью судового бустерного модуля (включает манифольд для подключения автоцистерн и насос для перекачки СПГ на паром;
- с судна - бункеровщика;
- с береговой базы СПГ.
Необходимость строительства ж/д парома вызвана текущей ситуацией.
В 2017 г. на Балтийском море на регулярной основе работало более 50 паромных сервисов: грузопассажирских, грузовых, железнодорожных и круизных, но только 6 - ж/д.
В итоге, проект CNF19M представляет собой 200-метровый автомобильно-железнодорожный паром-газоход ледовой категорией Arc4 с закрытой грузовой палубой для вагонов и открытой верхней палубой для автотрейлеров и автомобилей, носовым расположением жилой надстройки и кормовым машинного отделения, с двухвинтовой пропульсивной установкой, кормовым подруливающим устройством, и 2мя носовыми подруливающими устройствами, с размещением газовых емкостей в трюме в средней части на безопасном удалении от надстройки и от машинного отделения, с двойным дном и двойными бортами, с возможностью бункеровки газом одновременно с 4х автопоездов с помощью судового бустерного модуля, а также с судна-бункеровщика и от береговой бункер-базы СПГ.
Назначение - перевозка железнодорожных составов российского стандарта, а также других накатных грузов, включая опасные грузы, до 30 рефконтейнеров.
Погрузка колесной техники может осуществляться как с мостов паромных комплексов, так и со съемных береговых Ро-Ро мостов, погрузка колесной техники на верхнюю палубу осуществляется через бортовую складывающуюся рампу, установленную по правому борту.
Обводы корпуса позволят обеспечить:
- высокие скоростные характеристики (относительно малый коэффициент общей полноты, острые углы ватерлиний в носовой части корпуса);
- соответствие требованиям, предъявляемым к судам с высоким ледовым классом Arc4 (регламентируется углы наклона ЛГВЛ, шпангоута на уровне ЛГВЛ, ЛГВЛ на носовом перпендикуляре, форштевня на уровне ЛГВЛ);
- размещение на грузовой главной палубе максимального количества вагонов (широкие обводы в носовой части).
Характеристики судна:
- длина 199.9 м;
- ширина 27 м;
- осадка 6 м;
- дедвейт при осадке по ЛГВЛ 11062 т;
- дальность плавания 3 тыс. морских миль;
- протяженность рельсовых путей 970 м;
- экипаж 24 человека;
- скорость максимальная 16,5 узлов;
- грузовместимость судна по ж/д цистернам габарита Т-1 с длиной между автосцепами 12020 мм (4-х осные) - 80 штук;
- полувагоны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 17670 мм (4-х осные) -54 штуки;
- мощность ГД, кВт - 2 x 6300;
- Винто-рулевой комплекс (ВРК) - 2 х ВРШ + 2 полуподвесных полубалансирных руля.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина