Об этом сообщила пресс-служба ПНИПУ.
Мелководные месторождения на континентальном шельфе уже достаточно исследованы и разработаны, большинство доступных ресурсов извлечено, и дальнейшие работы по добыче становятся дороже и сложнее.
В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению производства морской нефти в крупных глубоководных и арктических проектах.
Использование подводных насосов, глубоководных буровых установок и специальных технологий позволяет эффективно извлекать нефть из сложных месторождений.
Но природная среда Арктики (включая ее шельф) долго восстанавливает экобаланс после техногенных воздействий, соответственно, такое производство несет высокие риски.
Необходимо стремиться к созданию инновационных технологий, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду.
Одно из решений – применение подводных нефтехранилищ.
Традиционно сырая нефть хранится на морских платформах до выгрузки на нефтеналивной танкер или трубопровод для транспортировки на берег.
Этот метод приводит к увеличению веса и размеров платформы, что влечет за собой повышение стоимости.
Помимо всего, для обслуживания инфраструктуры требуется постоянный морской персонал.
Альтернативным и менее дорогостоящим методом хранения нефти может стать подводный резервуар, расположенный на морском дне.
Конструкция резервуаров
Источник фото: ПНИПУ
Тезисы д.т.н., заведующего кафедрой «Нефтегазовые технологии» ПНИПУ С. Чернышова:
- влияние на массогабаритные (вес и размер) параметры оказывают условия эксплуатации, устойчивость и прочность, технология изготовления резервуара, транспортировка и установка на морское дно, а так же экономический фактор;
- рациональная конструкция должна обеспечивать оптимальное соотношение между объемом хранения и затратами на проектирование и эксплуатацию.
Тезисы д.т.н., заведующего лабораторией ИПНГ РАН С. Попова:
- в подводном нефтехранилище для предотвращения контакта нефти с водой и уменьшения толщины нежелательного слоя эмульсии используются мембраны;
- они устанавливается внутри оболочки хранилища, обеспечивая надежную изоляцию и защиту от коррозии;
- анализ показал, что применение гибких мембран позволяет снизить толщину стенки и габаритные размеры, а также уменьшить массу конструкции.
- вес 6 подводных резервуаров Kongsberg (с гибкой мембраной) суммарным объемом 120 тыс. м3 составляет всего лишь 1541 т;
- это в 5,18 раз меньше, чем в случае с конструкцией М.С. Сонина;
- вес 12 подводных резервуаров NOV составляет 2372 т, что в 3,37 раз ниже;
- предпочтительными объемами будут обладать подводные хранилища вместимостью от 10 тыс. до 20 тыс. м3.
В дальнейшем планируются исследования проблемы осаждения парафина в подводных резервуарах при понижении температуры сырой нефти в окружающую морскую воду.
Осажденный воск может либо оставаться в сырой нефти, либо выпадать в виде слоя, прилипая к внутренним стенкам резервуара.
Инженеры и ученые исследовали различные типы конструкций и выявили, что применение гибких мембран помогает существенно сократить вес и размеры резервуаров, делая их более эффективными и экономически целесообразными.
Будущие исследования ученых будут направлены на изучение проблемы осаждения парафина в подводных резервуарах при снижении температуры, что поможет разработать методы предотвращения осаждения воска и поддержания эффективности хранения сырой нефти.
Автор: А. Шевченко