Успехами Узбекнефтегаз поделился в своем Telegram-канале
ГТД от Мотор Сич на КС Помук
Так, Узбекнефтегаз обеспечил ремонт газоперекачивающего агрегата (ГПА) на компрессорной станции (КС) Помук Мубарекского нефтегазодобывающего управления (НГДУ), предназначенной для повышения давления добываемого с месторождений газа и передачи его на установку комплексной подготовки газа (УКПГ).По сообщению компании:
- успешно устранена неисправность на ГТД ГПА №200 на КС Помук,
- в результате этой неисправности возникли различные технические трудности в работе агрегата, что отрицательно сказалось на стабильности добычи и транспортировки газа,
- были предприняты оперативные меры и неисправность устранена без привлечения иностранных специалистов, используя внутренние возможности,
- запчасти, необходимые для двигателя, были обеспечены за счет внутренних ресурсов, имеющихся на других КС управления,
- благодаря оперативному возобновлению работы ГПА удалось обеспечить бесперебойную, стабильную работу КС и предотвратить сокращение добычи природного газа.
ГТД марки АИ-336-2-8 на КС Помук были произведены украинским заводом Мотор Сич и введены в эксплуатацию в 2008 г.
Мощность перекачки газа составляет 2 млрд м3/год.
В начале российской спецоперации на Украине, осенью 2022 г., Узбекнефтегаз, как это было предусмотрено контрактом с Мотор Сич, отправлял ГТД на капремонт в г. Запорожье.
Логистика усложнилась - если ранее ГТД доставлялись из Узбекистана на Украину через 3 государства (Азербайджан, Россия и Казахстан) за 20 дней, то в 2022 г. число транзитных государств выросло до 9 (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Турция Грузия, Азербайджан, Казахстан), а срок доставки - до месяца.
В 2022 г. ремонт на заводе Мотор Сич прошли 4 ГТД АИ-336-2-8, которые были установлены на ГПА КС Помук и Зеварда Мубарекского НГДУ и введены в эксплуатацию при участии специалистов Мотор Сич.
В дальнейшем о ремонтах ГТД на Мотор Сич Узбекнефтегаз больше не сообщал.
Напомним, что большинство газовых месторождений в Узбекистане зрелые и находящиеся в стадии падающей добычи.
В Узбекнефтегазе около 96% природного газа добывается с помощью компрессорных станций.
В настоящее время в компании эксплуатируются 28 КС, на ГПА которых установлены 105 ед. газотурбинных и газопоршневых двигателей различных типов производства КМПО, ОДК (Россия), Мотор Сич (Украина), General Electric, Solar Turbines, Caterpillar и Waukesha (США).
ТДА в Шуртанском НГДУ
В рамках работ по увеличению объемов добычи жидких углеводородов (ЖУВ) и обеспечению стабильности в технологических сетях Узбекнефтегаз провел ремонт ТДА мощностью 5 млн м3/сутки в Шуртанском НГДУ, обеспечивающего осушку газа.По сообщению Узбекнефтегаза:
- в 3й технологической сети 3/4й очереди низкотемпературной сепарации газа Шуртанского НГДУ успешно отремонтирован и вновь введен в эксплуатацию ТДА, используемый для извлечения жидких углеводородов из состава природного газа,
- в целях снижения затрат на ремонт и запуска агрегата были использованы внутренние возможности Узбекнефтегаза,
- 2 статора MESSEN-0952, необходимые для ремонта агрегата, были предоставлены за счет собственных ресурсов, что позволило сэкономить средства, затраченные на приобретение технических ресурсов,
- в результате успешного ремонта турбодетандерного агрегата будет достигнуто улучшение качества природного газа, обеспечено стабильность технологических сетей и бесперебойность производственного процесса.
Напомним, что в процессах комплексной подготовки газа в Узбекнефтегазе внедрена технология низкотемпературной сепарации, при которой газ сушится до требуемого уровня путем выделения из его состава ЖУВ.
Турбодетандерный агрегат используется для извлечения ЖУВ из добываемой газоконденсатной смеси путем охлаждения ее до низкой температуры.
Это охлаждение осуществляется путем расширения газа с совершением внешней работы.
В настоящее время в управлениях и на заводах Узбекнефтегаза имеется 49 турбодетандерных агрегатов, из которых подавляющее большинство произведены и поставлены украинской компанией Турбогаз.
Остальные турбодетандеры произведены компаниями CRYOSTAR (Франция), Mafi-Trench (США) и Турбохолод (Россия).
Проблемы с сервисом и ремонтом украинского оборудования Узбекнефтегазу на данный момент удается решать, в т.ч. путем технологического каннибализма.
Однако со временем проблема может приобрести гораздо больший масштаб.