Об этом сообщила пресс-служба Московского Политеха.
Результаты исследования были опубликованы в международном журнале Energies, специализирующемся на публикации работ в области энергетики и энергосистем.
Разработка создана в рамках межвузовского проекта по моделированию сложных технических систем, который включал в себя участие ученых Московского Политеха и других международных учебных заведений.
Среди участников проекта в т.ч. Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого,Томский Политехнический Университет, Новосибирский Государственный Технический Университет и др.
Цель проекта - улучшение оценки работы сложных технических систем путем использования комплексного подхода к моделированию.
Такой подход позволяет учитывать взаимодействие всех подсистем энергетической установки судна.
Ученые Московского Политеха разработали методы расчета показателей надежности элементов энергосистем на этапах проектирования и эксплуатации судна.
Эти показатели позволяют заранее выявить потенциально опасные режимы работы оборудования и предотвратить ситуации, снижающие безопасность и ресурс судна.
Руководитель работ со стороны Московского Политеха, профессор Р. Клюев, отметил, что была реализована комплексная система оценки надежности на основе имитационных моделей реальных судовых механизмов с учетом статистики отказов.
Это качественно новый уровень - ранее подобные модели использовали упрощенные аналитические зависимости.
Применение более достоверного моделирования должно способствовать повышению безопасности и продлению жизненных циклов будущих судов.
Современные морские и речные суда представляют собой сложные технические комплексы, объединяющие множество взаимосвязанных механических, электрических и электронных систем.
Традиционные инженерные методы фокусируются на моделировании и оптимизации отдельных элементов конструкции в отрыве друг от друга.
Однако практика и статистика аварийности показывают, что проблемы возникают на стыках различных систем судна, при их взаимодействии.
Таким образом, появляется необходимость рассматривать и описывать такие комплексы целиком, с учетом технического влияния подсистем друг на друга.
Проект отличается использованием новаторского комплексного подхода к моделированию сложных технических систем на примере энергетической установки современного судна.
Каждый элемент системы описывается математически на основе физических законов его работы, с использованием дифференциальные уравнения для описания динамики тепловых, электромагнитных и механических процессов.
Разнородные модели объединяются в одну общую картину с помощью аппарата теории множеств.
В модель также включается взаимодействие всех систем друг на друга, что позволяет получить точную имитационную модель всего судна и оптимизировать параметры судовых механизмов.
Такой подход также может использоваться для обучения и тренировки специалистов по обслуживанию сложных судовых систем.
Планируется развитие интеллектуальной системы за счет внедрения методов искусственного интеллекта для оптимизации параметров и автоматического управления судовой энергоустановкой.
Алгоритмы, разработанные в Московском Политехе, будут использоваться для прогнозирования остаточного ресурса критически важного оборудования судна.
Автор: А. Шевченко