Москва, 16 янв - ИА Neftegaz.RU. Российские машиностроительные предприятия в состоянии изготовить оборудование, аналогичное тому, которое вышло из строя на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ЛУКОЙЛа.
Об этом уверенно заявляет Минпромторг РФ.
Тезисы ведомства:
- уже сегодня российская машиностроительная отрасль доказала свою готовность предложить решения, не уступающие импортным аналогам;
- в частности, аналогичное оборудование, которое вышло из строя на объекте ЛУКОЙЛа, изготавливается российскими машиностроительными предприятиями, например, Невским заводом им. Ленина (входит в Газпром энергохолдинг индустриальные активы), и активно используется другими компаниями на таких же технологических установках;
- это в очередной раз доказывает, что приоритет должен отдаваться отечественным производителям, гарантирующим, в том числе, и постпродажное обслуживание и сервис.
В Минпромторге напомнили, что с целью повышения эффективности взаимодействия всех участников нефтегазового рынка - нефтегазодобывающих компаний, производителей оборудования и федеральных министерств - под руководством 2х вице-премьеров создан коллегиальный орган - Координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования, сформированный в рамках правительственной комиссии по импортозамещению.
Корсовет
- постановление о создании совета 30 мая 2023 г. подписал премьер-министр РФ М. Мишустин;
- сопредседателями совета являются вице-премьеры Д. Мантуров и А. Новак;
- совет определяет приоритетные технологические направления, исполнителей, и ответственных за их дальнейшее реализацию;
- обеспечивает привлечение государственных и частных средств для реализации проектов импортозамещения;
- согласно решению, принятому на одном из заседаний совета, в настоящее время Минпромторг совместно с Минэнерго РФ и нефтегазовыми компаниями составляет перечень потребностей в запчастях и комплектующих для объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) с целью дальнейшего подбора аналогов и формирования плана-графика разработки соответствующих ЗИПов.
Тезисы Минпромторга:
- в качестве временной меры, позволяющей эксплуатирующим организациям нефтегазовых компаний сформировать необходимый запас запчастей и комплектующих, выступает утвержденный правительством РФ механизм параллельного импорта;
- несмотря на это, очевидна необходимость формирования отечественных решений, в связи с чем в 2022 г. создан механизм поддержки проектов по обратному инжинирингу, позволяющий при господдержке обеспечить оперативное замещение критических импортных комплектующих;
- параллельно ведомства вместе с нефтегазовыми компаниями прорабатывают возможность гармонизации законодательства в целях обеспечения нормативного правового закрепления условий, при которых будет возможно использование неоригинальных запчастей при условии прохождения ими входного контроля эксплуатирующей организации и наличии ограничений, установленных руководствами (инструкциями) производителей.
Обратный инжиниринг
До введения западных санкций до 80% сложного оборудования для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий было импортным.В апреле 2022 г. США и ЕС ввели санкции, ограничивающие российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки
В перечень подсанкционного оборудования для нефтепереработки попал широкий спектр установок, в т.ч. установки каталитического риформинга/крекинга и установки гидрокрекинга вакуумного газойля.
Созданные ранее запасы иностранных комплектующих в н.в. исчерпаны, прямой импорт западных запчастей для НПЗ невозможен, а параллельный импорт сложен и растянут по времени.
В сложившихся условиях российские компании сосредоточились на обратном инжиниринге.
Обратный инжиниринг (реверс-инжиниринг, обратное проектирование) - это исследование готового объекта с целью воспроизвести его с аналогичными функциями, но без прямого копирования.
Но возможности его применения ограничены, поскольку положения техрегламента Таможенного союза (ТР ТС010/2011), а также правила промбезопасности, утвержденные Ростехнадзором, обязуют предприятия соблюдать руководство по эксплуатации оборудования.
Из этих норм следует, что в ремонте допускается использование только оригинальных деталей, т.е. используя копии деталей НПЗ рискуют попасть под штрафы.
В этой связи Минпромторг и Минэнерго прорабатывает возможность смягчения требований к ремонту для нефтеперерабатывающих заводов, о чем стало известно в ноябре 2023 г.
Авария на НПЗ ЛУКОЙЛа и трудности с заменой иностранного оборудования
12 января 2024 г. ЛУКОЙЛ сообщил, что в связи с инцидентом на технологической установке ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза (НОРСИ) ее работа временно остановлена.
15 января 2024 г. от Минэнерго РФ появилась информация, что на заводе на внеплановой ремонт остановлена одна из установок каталитического крекинга.
По данным Ъ, из строя вышла установка каткрекинга, запущенная в 2010 г.
Установка была остановлена 4 января 2024 г. из-за поломки иностранного компрессорного оборудования, которое сложно будет заменить в ближайшее время из-за западных санкций.
Причем 26 декабря 2023 г. произошла поломка и на установке каткрекинга, введенной в 2015 г., ее перезапустили, но на меньшей мощности.
Автор: А. Гончаренко